Примерное время чтения: 5 минут
559

Проводники во взрослую жизнь. Как в Воронеже учат наставников для сирот

Одна из наставниц с подопечной.
Одна из наставниц с подопечной. «Солнечный город»

Большинству подопечных детских домов, особенно подросткам, часто не хватает рядом близкого друга, который бы дал совет в непростой ситуации, подсказал, как лучше поступить, а иногда и просто поддержал. Некоторым ребятам после выпуска  необходима помощь в бытовом плане - в учреждениях их никто не учил жить самостоятельно. 

Далеко не все из нас готовы стать приемными родителями или опекунами, но помочь подростку из детского дома, став его другом, может гораздо большее количество людей. Подробнее о проекте «Наставничество» и его реализации в регионе корреспонденту «АиФ-Воронеж» рассказал его куратор Игорь Кукуев. 

Старший товарищ

К счастью или к сожалению, не все представляют себе, как проходит жизнь ребят в детских домах, но почему-то некоторые уверены, что выпускникам учреждений многое дается: обеспечение до 18 лет, бесплатное жилье, привилегии при поступлении в вузы и ссузы. 

Мало кто задумывался о том, что, выходя из детского дома, уже взрослый человек немногое знает о внешнем мире. Обустройство жилья, покупка продуктов, оформление документов, грамотное распределение финансов, трудоустройство - все это нужно освоить самостоятельно и в короткие сроки. 

В 2014 году в Новосибирске благотворительный фонд «Солнечный город» дал старт проекту «Наставничество». Его суть состоит в создании дружеской пары: подростка из детского дома и волонтера-наставника, который становится ему близким взрослым и помогает ребенку советами, своим опытом. Постепенно к проекту начали присоединяться и другие города. Недавно участником стала воронежская благотворительная организация «Общие дети».

«Проект стартовал в июне 2021 года. До этого велись подготовительные моменты: соглашения с департаментом социальной защиты, заключение договора с детским домом, соглашение между организацией «Общие дети» и партнерами «Солнечный город». Последние передали нам всю программу по проекту и временно оплачивают работу куратора и психолога, которые предусмотрены в «Наставничестве», - рассказывает региональный куратор Игорь Кукуев. 

Сейчас проект охватывает только Воронеж и детский дом, расположенный на улице Острогожской. Руководство учреждения позитивно отнеслось к идее. В перспективе команда проекта планирует подключить к «Наставничеству» всю область. 

Не все становятся наставниками

Наставником может стать человек от 24 лет, который пройдет обязательные тренинги и собеседование с психологами, соберет необходимый пакет документов. После успешного прохождения этих этапов желающему выдают карточку волонтера, он ожидает своего подопечного. Пару составляют, учитывая темпераменты, характеры, увлечения взрослого и подростка, чтобы им было комфортно общаться. Над этим работают психологи проекта и детского дома, кураторы. 

Как признается Игорь, не все, даже самые уверенные, доходят до конца и становятся наставниками. Одни не всегда понимают всей ответственности, другие не справились с личными трагедиями. Руководители проекта признаются, что они не могут допустить человека с переживаниями к подростку, у которого тоже есть травматичный опыт. 

«Наставников мы выбирали через свои соцсети: размещали посты в группе нашей благотворительной организации, делали рекламу, внутреннюю рассылку по сотрудникам больших фирм и организаций и презентации проекта. Анкеты приходили и после выпуска про детские дома YouTube-канала «Редакция» журналиста Алексея Пивоварова.

Главное, чтобы разница в возрасте пары была не менее десяти лет. «Наставничество - это ответственность и долгосрочность. Нужно постоянно общаться с подростком - на протяжении года встречаться с ним еженедельно», - говорит Игорь Кукуев. 

Сейчас на тренинги приходят от трех до шести будущих старших товарищей. Полное количество заявок, которых около 15-20, в целом устраивает, но, как признается региональный куратор, хочется больше. 

Подростку нужен взрослый

Первое знакомство пар прошло 19 и 20 ноября. Три наставника начали общаться со своими подопечными. Они уже обменялись контактами и договорились о следующей встрече. На данном этапе развития проекта встречи проходят на территории детского дома, но в планах работа в гостевом формате, когда подросток и его личный волонтер смогут вместе куда-то ездить. 

«Сейчас приблизительно 15-20 ребят захотели, чтобы у них был наставник. Такая история очень важна подростку, ему нужен взрослый, чтобы опереться и положиться на него, как на друга, поделиться  с ним самым сокровенным и быть уверенным, что он никому не расскажет. Все-таки в закрытых учреждениях все друг о друге все знают. Исходя из общения с ребятами, я понимаю, что большинству нужно просто с кем-то поговорить, кому-то выговориться, ответить на какие-то внутренние вопросы. В детских учреждениях у воспитателя не хватает сил на всех», - делится своим видением ситуации Игорь Кукуев. 

Перед тем, как ребята знакомятся со своими наставниками, они тоже проходят некую подготовку и беседу, чтобы понимать, что наставник - это не родитель, а, как говорит Игорь, личный волонтер. Куратор проекта приезжает в детский дом, общается с подопечными и подробнее рассказывает им о «Наставничестве», также с ребятами разговаривает и психолог. 

«Подростки и дети в детские дома попадают на разных этапах. Кто-то приспособлен к внешнему миру, а кто-то - нет. Многим страшно выйти в никуда. Если произойдет какая-то непредвиденная ситуация, то им не к кому будет обратиться, например, переночевать. 

Выпускнику детского дома выдается удочка, но не показывается, как ловить рыбу. У него появляется квартира, но он не знает, как, например, оплачивать коммунальные услуги, обустраивать дом и многое другое», - рассказывает Игорь. 

Чтобы стать наставником подростку из детского дома или оказать любую помощь благотворительной организации «Общие дети», можно связаться с руководителями через группу во Вконтакте или зарегистрироваться на сайте проекта.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах