В понедельник, 17 октября, на первый путь железнодорожного вокзала Воронеж-1 прибыл «Поезд Победы». Посетить обновлённую иммерсивную выставку «Поезда» воронежцы смогут 17 и 18 октября.
Помимо основной экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне, в составе появились два новых вагона – первый, расположенный в самом начале, описывает историю Донбасса. Здесь собраны редкие документы, датированные XVII-XVIII веками. А последний, замыкающий вагон рассказывает о неонацизме. Вход в него ограничен для детей, запрещена любая съёмка.
В уникальном передвижном музее побывал корреспондент vrn.aif.ru.
Следуя за Лидией
Плацкартные вагоны всегда полны самых разных людей. В «Поезде Победы» воронежцы как бы услышат истории своих попутчиков, в глазах героев экспозиции – застывшие смех и слёзы, радость и огорчения. Вместо привычных вагонных полок здесь – вся жизнь наших соотечественников. Шаг за шагом человек проживает Великую Отечественную войну. По этому историческому маршруту посетителей ведёт девушка Лидия. Язык не поворачивается назвать её вымышленным персонажем и говорить о ней как о функции.
Лидия — не просто аудиогид: эта юная советская девушка — собирательный образ поколения. Вместе с этим проводником гость выставки пройдёт путь от Гомеля до Москвы, от Сталинграда до Берлина и увидит войну глазами свидетелей тех страшных и героических событий.
Открывает экспозицию, так называемый, нулевой вагон. Здесь собраны самые разные документы, начиная с 1642 года – времени основания территории современного Донбасса. Некоторые бумаги – ровесники Екатерины II. Сопровождают выставку различные фотографии и другие уникальные документы.
Первый вагон основной экспозиции показывает предвоенные годы. Пассажирский вагон, в котором едут люди различных социальных слоев, возрастов, устремлений и профессий: инженеры, пионеры, лётчики...
Повседневная жизнь огромной страны сконцентрирована в движущемся поезде. Романтика железных дорог, разговоры с соседями, пейзажи за окном. Словом, одна большая советская семья. Здесь можно увидеть книги, изданные в 1939 году – настоящий раритет в наше время.
И вот, мирное время отсчитывает последние часы. 22 июня 1941-го года — день, который навсегда изменил судьбы миллионов советских людей. В один миг исчезли пряные ароматы цветов и сладковатый запах материнского молока – началась война. Попадая во второй вагон, можно увидеть обыкновенную семью, которая узнала о войне не через радио – их дом сотрясли разрывы снарядов, а уши заложил рокот вражеских самолётов.
Вспоминая о примерах настоящего геройства, на ум приходит оборона Брестской крепости. После массированного арт-обстрела немцы входили на территорию крепости спокойно, полностью уверенные в том, что через полдня она будет зачищена.
Но захватчики ошибались. Оставшиеся в живых бойцы ещё неделю оказывали яростное сопротивление, не оставляя попыток совершить прорыв из цитадели. Защитники Брестской крепости отдали свои жизни во имя победы. «Умираем, не срамя»- такая надпись оставлена одним из бойцов на стене крепости.
Второй вагон – война. Одно общее на всех чувство. Здесь и юные солдаты, и мать с ребёнком, и бывшие музыканты консерватории. В глазах застывших фигур – глубокая тревога. Вместо удочек и лыж в руках у пассажиров винтовки. Люди стали другими, вагон не сравнится с тем, который мы видели до этого. Проходим дальше – тут окопы. В этой части состава особенно чётко ощущается контраст между мирным спокойным временем и поглотившим страну ужасом. Декорации «Поезда Победы» иллюстрируют фрагмент линии укрепления, окопов и траншей на передовой битвы за Москву.
Третий вагон – концлагерь, напоминание о страшных преступлениях против людей. Даже смотреть на манекены здесь страшно. От тесноты некуда присесть. Измождённые люди с ввалившимися глазами, похожие на скелетов. Рядом с ними – пустые железные миски, в таких дают корм собакам. Ветхие вещи, мотаются на фигурах как на вешалках.
Четвёртый вагон – санитарный. Сюда забирали раненых из прифронтовой полосы.
Искалеченные войной солдаты – иные даже не довольны своим спасением. За ними следят медсестры.
Вторая часть этого же вагона посвящена науке. Микробиолог Зинаида Ермольева изобрела первый советский антибиотик – пенициллин. Благодаря ему, уже в конце войны почти не было ампутаций, потому что получалось избежать заражений крови.
Пятый вагон – банно-прачечный. Чистота – основа здоровья масс. Здесь расположились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры.
Проходим дальше – перед зрителем экспозиция под названием «Блокада». Пассажиров везут по той самой дороге жизни. Встав на специальный подиум, можно даже почувствовать живительный прохладный ветер освобождения.
Седьмой вагон – штабной. Успех операции «Багратион», одной из самых масштабных наступательных операций в истории, во многом был обусловлен возросшим военным мастерством командования Советской Армии. С точки зрения военной науки, наступление в Белоруссии являлось одной из вершин полководческого таланта. Тут скопирован вагон военачальника Константина Рокоссовского.
Во второй части этого же вагона – бронепоезд. Одним из самых известных стал бронепоезд «Илья Муромец», построенный на средства железнодорожников Муромского узла в подарок Красной армии. Бронепоезд практически дошёл до Берлина. В этой тематической зоне посетитель может не только оказаться внутри бронированного поезда, но и увидеть подбитый немецкий бронепоезд, а также стать свидетелем воздушного боя.
Седьмой вагон – Победа. Это сидячий вагон, повторяющий интерьер второго вагона поезда. Весна 1945 года. 1418 дней войны позади, они оставили не только шрамы на теле, но и глубокий след в душах людей, прошедших это страшное испытание.
Словом, Поезд — это метафора жизни человека. Жизнь все идёт и идёт, в поезде появляются новые пассажиры со своими вещами, проблемами, судьбами. Символично, что гостям «Поезда Победы» предложено занять сводные места в конце седьмого, победного вагона.
Организаторы отмечают, что посещение выставки бесплатное, но необходима предварительная регистрация на сайте проекта. Действуют возрастные ограничения: выставку не смогут посетить дети младше шести лет. Ребята в возрасте от шести до 11 лет могут присутствовать здесь только в сопровождении взрослых, а старше 12 лет – уже самостоятельно.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.