Ровно 130 лет назад Воронеж дважды посещал граф Лев Николаевич Толстой, но эти визиты прошли приватно – без участия городского бомонда.
У кого гостил русский классик, и как отразился Воронеж в произведениях великого писателя «АиФ-Воронеж» рассказал кандидат исторических наук, создатель проекта «Заповедный Воронеж» и проекта «Прогулки историка» Владимир Размустов.
Тень персоны нон-грата
Классик русской литературы Лев Николаевич Толстой знаменит не только своими произведениями, наиболее известным из которых является роман «Война и Мир». Как интеллигент и философ, он открыл собственное религиозно-философское течение, последователей которого стали называть «толстовцами». Именно за свою новую «религию» Толстой в 1901 году был отлучён от русской православной церкви.
В 1894 году 7-го и 13-14 апреля ставший уже великим, как писатель, и опальным, как проповедник авторского духовного учения, Толстой приезжал в Воронежскую губернию. Его спутницей в этих поездках была дочь Мария.
«Что касается тех визитов в Воронеж, то тут важно понимать этапы жизни самого писателя, - поясняет Владимир Размустов. – Великосветское общество Воронежа с ним в принципе не встречалось, поскольку к тому времени на нём уже была тень персоны нон-грата. Тогда это называлось «нерукопожатный». Но, к слову говоря, общаться со «сливками» воронежского общества Толстой и сам особо не желал».
В 1881 году Толстой публикует «Четвероевангелия» и последующие произведения: «Воскресение», «В чём моя вера», «Исповедь» и другие. Новые идеи нашли отклик и своих последователей в рядах русской интеллигенции, благодаря чему на графа вешается ярлык сектанта, и с сентября 1882 года за ним начинается скрытая слежка для установления его отношений с последователями.
К друзьям и родне
«После смерти Тургенева в 1883 году Льву Николаевичу запрещают публично выступать. Власть опасается, как бы тот чего лишнего не наговорил, так как идеи его «религии» уже приносят плоды в обществе. Например, в 1885 году в России мужчина отказывался от военной службы, ссылаясь на религиозные убеждения Толстого», - утверждает историк.
Отчасти поэтому в поездке по Воронежской губернии Толстой навестил только племянницу и пару друзей. Первым, у кого побывал граф, стал преданный последователь его идей – Владимир Григорьевич Чертков, который проживал на хуторе Ржевск, располагавшемся на территории современного Россошанского района (тогда Острогожского уезда – ред.). Этот помещик и отставной офицер выступал в роли организатора и посредника при публикации произведений писателя. С середины 1880-х годов за ним твёрдо закрепился статус «духовного душеприказчика» Толстого.
Неоднозначная личность Черткова оказала довольно сильное влияние на произведения писателя и его отношения в семье. Владимир был единственным человеком, перед которым Толстой позволял себе открывать душу и легко допускал его к редактированию собственных произведений. К усугублению непростых отношений классика с его супругой Софьей Андреевной Чертков тоже приложил руку – он вмешивался в их споры и давал советы, которыми Лев Николаевич охотно пользовался.
Во время посещения Воронежа Лев Николаевич навестил свою племянницу Елену Сергеевну Денисенко, проживавшую в Усадьбе Быстржинских (ныне ул. Платонова, 11 – ред.). На обратном пути граф заехал к местному юристу Гавриилу Андреевичу Русанову, с которым познакомился годом ранее в Ясной Поляне. В гостях у друга Толстой завершил статью о Ги де Мопассане, под которой поставил подпись и дату: «Л. Толстой. 2 апреля. Воронеж».
В тему
Город Воронеж неоднократно упоминается в романе Толстого «Война и мир». Один из его героев Николай Ростов приезжает сюда, чтобы купить лошадей: «За несколько дней до Бородинского сражения Николай получил деньги, бумаги и, послав вперёд гусар, на почтовых поехал в Воронеж. Ночью приехал в Воронеж в гостиницу, заказал себе всё то, чего он долго лишён был в армии». Именно в нашем городе Николай узнал про Бородинское сражение и ранение князя Андрея. В романе также упоминается воронежский Дом губернатора, в котором Ростов познакомился с тётушкой Марьи Болконской – Мальвинцевой.
Лучшие портреты Толстого написаны воронежскими художниками – Николаем Ге и Иваном Крамским.