Эксперты-урбанисты, туристы и горожане часто отмечают, что по качеству среды Воронеж имеет много огрехов.
Ошибки в дорожном строительстве приводят к регулярным пробкам и потопам, вырубка деревьев оборачивается пыльными бурями и плохой экологией, а общественный транспорт остаётся опасным и неудобным. Что делается для того, чтобы изменить положение к лучшему? И когда наш город станет по-настоящему комфортным для жизни и отдыха? В ситуации разбирался «АиФ-Воронеж».
Лучше, где нас нет
Воронеж сегодня вполне официально признан городом, где не слишком комфортно жить. В его случае индекс качества городской среды, составленный Минстроем в рамках одноимённого нацпроекта, равняется 176 баллам из 360 возможных. По этому показателю мы занимаем десятое место среди 15 миллионников страны и уступаем всем региональным центрам Черноземья, кроме Курска. Этот балл – ниже среднего по области: в Россоши, Лисках, Павловске и Калаче жить, оказывается, удобнее.
Единственная сфера, с которой, согласно рейтингу, всё обстоит неплохо – это жильё и прилегающие пространства. Озеленение, улично-дорожная сеть, общественно-деловая и социально-досуговая инфраструктура, а также общегородское пространство у нас ниже среднего.
Конечно, вечерняя подсветка и яркие клумбы в центре города символизируют перемены к лучшему, но, согласитесь, комфорт правильнее оценивать не с парадной стороны. Так, на днях в редакцию обратились жители частных домов № 33, 69/1, 65 и 67 по переулку Здоровья. В конце июля там, наконец, появился долгожданный асфальт. Но первый же дождь серьёзно испортил настроение: уровень дороги оказался ниже, чем в соседних проулках, и напротив домов образовалась заметная лужа. Ливнёвки там нет, и жители не сомневаются, что уже осенью их дворы ждёт локальное наводнение.
«Фундамент моего забора оказался в самой нижней точке, – говорит местная жительница Анна Данишевская. – Площадку перед домом придётся поднимать на 20 сантиметров».
Впрочем, даже это не решит все проблемы: люк колодца с питьевой водой оказался аккурат на дне лужи – есть опасность, что дождевая вода с уличной грязью и ГСМ скоро польётся из кранов в ванны и раковины.
В управе Коминтерновского района сообщили, что её специалисты вместе с представителями подрядчика уже выезжали на место после дождя: «Подтопления жилых домов не выявлено». И вообще, спасение утопающих – дело рук самих утопающих: «Собственники индивидуальной жилой застройки обязаны самостоятельно обеспечивать систему водоотвода от своих домовладений».
Потопы и песчаные бури
Потопы на воронежских улицах давно стали обычным делом, и виноваты в этом не только ливни, но и ошибки в строительстве дорог и тротуаров.
«Ливневая канализация рассчитана на определённую интенсивность дождя и может переполняться, – объясняет доцент кафедры гидравлики, водоснабжения и водоотведения Владимир Хузин. – Второй фактор – качество проектных и строительных работ. У асфальтового покрытия должен быть уклон в сторону дождеприёмника, не должно быть пазух. В противном случае скапливаются большие объёмы воды. Недостаток средств не позволяет охватить всю территорию закрытой системой ливневой канализации. Часто бывают открытые сети, когда отвод воды происходит вдоль бордюров по лоткам. Если профиль дорог не выдерживается, естественно, будет накопление с подтопом».
Парадокс, но одновременно Воронеж с каждым годом всё сильнее заносит песком, огромные кучи которого лежат даже на асфальтированных тротуарах. Из-за пыли летом тяжело дышать, а сильный ветер превращается в настоящий самум.
«Смотрите, на улице 9 Января лес начисто срубили, начали строительство, а песок остался, – приводит пример климатолог Леонид Акимов. – Деревья уничтожают, а новые сажают несвоевременно. Есть и климатическая причина – в других местах воздух поднимается вверх, и идут дожди, а у нас – опускается вниз, и часто бывают безоблачные дни – в Воронеже их почти столько же, сколько в Крыму. Отсюда и засухи. Поэтому к природе нужно относиться особенно бережно. Воронеж входит в пятёрку самых запылённых городов России».
Сюрпризы для туристов
По данным компании транспортного моделирования и прогнозирования транспортных потоков SIMETRA, среди миллионников Воронеж занимает последнее место по качеству общественного транспорта. Безопасность автобусов тоже, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Впрочем, здесь есть и позитивные изменения. Муниципальный перевозчик «Воронежпассажиртранс» в прошлом году получил 62, а в этом – 58 новых комфортабельных автобусов ЛиАЗ. Всего же после повышения тарифа осенью 2019 года в Воронеже вышли на линию 440 новых машин. Средний возраст городской маршрутки снизился с 6,7 до 5,7 года.
Конечно, этим перемены к лучшему не исчерпываются. Так, по всему городу развернулось активное строительство тротуаров – за три года финансирование увеличилось в восемь раз, до 165 миллионов рублей. Впрочем, дело не только в масштабах расходов: работы контролирует общественная организация «Доступная среда» – возможно, по городским улицам, наконец, смогут перемещаться и маломобильные жители. Постепенно преображаются общественные пространства – идёт реконструкция Никитинского сквера, парков «Дельфин» и «Алые паруса».
И всё же пока туристов и горожан, которые вдруг решат посетить воронежские достопримечательности, могут ждать неприятные сюрпризы. Например, на огромной Петровской набережной, куда гостей заманивают фотографиями Адмиралтейской площади, Успенской церкви и «Гото Предестинации», единственный общественный туалет закрыт на замок.
В мэрии рассказали, что «заведение» открывают только в дни праздничных гуляний, но заверили, что в проекте реконструкции набережной общественные туалеты предусмотрены.
Всё относительно
Урбанист Илья Бейлин:
«Любые рейтинги субъективны. И надо понимать, что если для города поменьше благоустройство одного сквера – уже большой скачок в развитии, то у миллионников изменения к лучшему не так заметны. Да, по отдельным параметрам мы можем проигрывать соседним городам. Например, Белгород одно время активно переманивал университетскую интеллигенцию – преподавателям давали высокие зарплаты и социальные гарантии. Но там более провинциальный уклад жизни. А в Липецке или Старом Осколе медицина, может быть, качественнее, чем в Воронеже, но экология хуже. Наверное, лучше дышать более свежим воздухом, чем потом усиленно лечиться. Так что всё относительно».
Воронеж стал городом осени?
Общественный деятель Николай Сапелкин:
«Даже в переломную эпоху начала 1990-х Воронеж опережал многие города, которые сейчас возглавляют рейтинг. В последние 10-12 лет вкладываются большие средства в пиар, мы слышим, что город становится и комфортнее, и гостеприимнее. Но туристы и жители не всегда это видят. Например, мы говорим, что в Воронеже достаточно зелени. Но почти вся она находится на северо-востоке, далеко от центра. Зато хороший индекс озеленённости позволяет вырубать деревья в остальной части города.
Вкладываются большие деньги в дорожную сеть. При этом ремонта хватает ненадолго, а из года в год ремонтируются одни и те же центральные улицы. Или же деньги «зарывают» во дворах, так, что невозможно учесть расходы. Сами дворы превратились в автостоянки, перестали регулярно убирать мусор. Да, у нас невысокий уровень уличной преступности. Но грязь, мусор, разбитый асфальт стимулируют девиантное поведение.
Воронеж стал городом осени. С конца мая засыхают трава и деревья – не поливаются, задыхаются от пыли и загазованности. Убрали великолепные липы с проспекта Революции, вместо них посадят символ усталости и осени – клёны».
Новые автобусы, школы, улицы
Мэр Воронежа Вадим Кстенин:
«Мы взялись за решение очень важных и капиталоёмких проблем. В первую очередь это строительство мостов, приобретение дорогостоящих автобусов большой вместимости. Мы строим школы, детские сады, библиотеки, физкультурно-оздоровительные комплексы, оснащаем учреждения культуры, обновляем информационно-коммуникационную инфраструктуру образовательных учреждений, расселяем непригодный для проживания жилфонд, благоустраиваем дворы и общественные пространства.
В прошлом году отремонтирован 31 дорожный объект общей протяжённостью около 40 километров, а также завершена реконструкция путепровода через железнодорожные пути на улице 9 Января, проведён капитальный ремонт моста через водосброс водохранилища. Построена новая дорога на улице Богатырской, новая транспортная связь от улицы Минской до улицы Землячки. Выполнен ремонт на 16 объектах улично-дорожной сети частного сектора».