В бурной истории Левобережных очистных сооружений (ЛОС) возник новый поворот: задержан гендиректор фирмы.
Поможет ли это справиться с вонью, которой предприятие уже несколько лет отравляет жизнь воронежцам? И вернёт ли город важнейший элемент инфраструктуры, некогда попавший в руки «эффективных собственников»? Подробности – в материале «АиФ-Воронеж».
Деньги не пахнут
Задержание гендиректора ЛОС Игоря Житарюка стало одной из главных новостей прошлой недели – 18 августа его доставили в СИЗО, на следующий день он признался в мошенничестве в особо крупном размере и был отпущен судом под подписку о невыезде.
Суть уголовного дела в том, что одна из частных фирм города, которая, согласно заключённому с ЛОС договору, должна была доставлять свои стоки автотранспортом, по факту сбрасывала их в магистральный трубопровод. Между тем, по закону, за это положено рассчитываться по установленному государством тарифу.
Как сообщили в областном ГУ МВД, за пять лет схема принесла руководителю ЛОС два миллиона рублей. Казалось бы, ничего выдающегося – до золотых унитазов далеко. Но в контексте событий дело выглядит интереснее. Итак, с начала: государство рассталось с ЛОС в конце 1990-х, при мэре Александре Цапине – предприятие передали заводу «Воронежсинтезкаучук». В 2009 году сооружения купили структуры, связанные с зампредседателя гордумы Леонидом Зенищевым. Вскоре заметно выросла стоимость водоотведения для жителей Левого берега.
Ещё через пять лет очистные перешли к бизнесменам, которые, как считается на рынке, связаны с бывшей Воронежской коммунальной палатой (ВКП). При этом нынешние ЛОС были зарегистрированы как юридическое лицо примерно тогда же, а старые продолжали существовать под тем же названием, накапливая долги – сумма доходила до 300 миллионов рублей, пока не были признаны банкротом в начале этого года.
Хозяева зарабатывали на стоках Левобережья, но не спешили вкладываться в обновление оборудования, и летом 2018 года, в разгар губернаторской предвыборной кампании, ЛОС завоняли, да так, что нестерпимый смрад долетал до противоположного конца Воронежа. Дошло до того, что изрядно отвыкшие от митингов горожане, начали протестовать против вони.
План, который рухнул
Через несколько месяцев, когда выяснилось, что именно очистные – источник запаха, была, наконец, составлена инвестиционная программа и начались бесконечные обещания построить цех механического обезвоживания сырого осадка. По факту же всё тормозилось. Тогда было предложено ещё одно решение – с благословения власти сооружения согласился купить управляющий городским водоканалом «РВК-Воронеж», который уже провёл реконструкцию правобережных очистных. О сделке на 250 миллионов рублей объявили в декабре прошлого года. Оставалось обговорить детали, но к весне стало окончательно ясно, что этот план тоже рухнул.
Возможно, провалу сделки поспособствовало решение Росприроднадзора, который в марте оштрафовал ЛОС на астрономическую сумму – 795,7 миллионов рублей. Контролёры сообщили, что предприятие не соблюдает технологию, нормативы и каждый день без разрешения сбрасывает в водохранилище 60 тысяч куб. м стоков. Предельно-допустимые концентрации некоторых загрязнителей превышены в сотни раз.
В то же время стало ясно, что дальше так продолжаться не может. В июне было объявлено, что ЛОС может купить город.
«Каждые полгода приходится пинать людей, по-другому они не понимают, - высказался тогда о собственниках ЛОС губернатор Александр Гусев. – Но либо они перестают зарабатывать и вкладывают деньги, которые забирали себе, либо передают предприятие городу».
При этом в региональной власти отметили, что переговоры с собственниками, которые находятся в другой стране, вести трудно. Станет ли новое уголовное дело тем самым волшебным пинком, который сдвинет проблему с мёртвой точки? Пока что картина, прямо скажем, безрадостна: стратегическое предприятие, от которого зависит экология миллионного города, остаётся у бизнесменов с сомнительно репутацией, живущих за границей и перекачивающих туда ежемесячные платежи воронежцев.
Впрочем, даже если муниципалитет получит ЛОС, управлять им городские власти не собираются – сооружения выставят на конкурс и отдадут в концессию. А это означает, что если реконструкция и произойдёт, то, скорее всего, снова путём роста тарифа, то есть за счёт самих горожан.