Хотите приобщиться к историко-культурному богатству нашего края? Тогда добро пожаловать в воронежскую библиотеку-музей №24 им. Петра Пономарёва.
Один раз в неделю здесь раскрывают двери для организованных экскурсий, на одной из которых побывал корреспондент «АиФ-Воронеж».
От костюмов до раритетов
Согласитесь – необычный формат: библиотека и музей «в одном флаконе»… Такое редко где встретишь, а у нас имеется, правда в единственном экземпляре. В пяти залах, потеснив книжные полки, здесь выставляются старинные костюмы и головные уборы воронежцев, предметы быта, уникальные гончарные изделия, игрушки, в которые играли наши предки, картины и другие удивительные вещи из прошлого и позапрошлого веков. Всего – более тысячи экспонатов.
Основу экспозиции составляет личная коллекция воронежского художника, этнографа и краеведа Петра Пономарёва (1918-1997 гг.). Он известен не только как знаток, но и как собиратель произведений русского народного искусства – игрушек, старинных керамических изделий, вышивки...
«Пётр Денисович родился в селе Клёповка Бутурлиновского района и с детства напитался народными традициями, - рассказывает завотделом библиотеки-музея Элеонора Шишминцева. – Он видел, как ткала узорные холсты его мать и другие сельские женщины. Став взрослым, часто ездил в экспедиции по региону: изучал и собирал предметы декоративно-прикладного искусства, делал зарисовки родных мест. У него была и мастерская в центре города. Когда на склоне лет он заболел, то решил передать городу свою коллекцию, которую собрал за долгие годы. Для размещения экспозиции было предложено несколько библиотек. К нам приезжали родственники, знакомились с коллективом, в итоге решили разместить коллекцию у нас. И в 1997 году библиотеке передали 658 предметов, а в следующем году приказом отдела культуры наша библиотека получила новый статус».
Пожалуй, самый интересный зал – с костюмами. Наряды наших землячек были очень разнообразными по фасону, цвету, украшениями. Ведь в каждом селе соблюдались свои традиции. Дело в том, что в Петровские времена, когда на воронежской земле начали строить российский флот, сюда приехали мастерицы из разных уголков страны, и каждая привезла что-то своё, в том числе и в одежде.
«В Воронежской губернии самая распространенная понёва (старинная шерстяная юбка, которую надевали поверх рубахи замужние женщины – Ред.) с чёрными клетками – называлась черноглазкой, - писал Пономарёв. – Чёрные окна квадратов символизировали участки чернозёмного поля, а полосы – вертикальные и горизонтальные – означали овраги, дороги, тропы, межи и реки на земле. Ходила молва, что разный размер клеток указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе. Любая вышивка – это неповторимая чудесная картина, наполненная особым смыслом. Вот зубчатая линия – изображение крепости, прямоугольники с «репьём» внутри обозначают, что над каждым домом должно светить солнце-божество; леса, реки, поля – всё под защитой бога Солнца».
На выставленных манекенах также можно увидеть головные уборы - «сороки», украшенные бисерными подвесками, кистями из шёлка, перьями из хвоста павлина или селезня. Этот головной убор замужней женщины был довольно массивным, так как основа делалась из дерева, а состоял он из кички, собственно сороки, позатыльника, налобника и платка.
«Очень много зарисовок народной одежды Петра Денисовича, сделанных за время экспедиций, хранится у нас. В каждой – описание с данными: кто носил и когда, - продолжает Элеонора Анатольевна. – Вот посмотрите на обороте: «Праздничная одежда понёвного типа Воронцовского (ныне Бутурлиновского) района принадлежала Анастасии Ермолиной, жене местного фотографа. Подобные костюмы бытовали в соседних сёлах Пузево и Гвазда». Есть у нас и описание костюма матери этнографа. Для историков и краеведов очень ценны конволюты Петра Денисовича – сборники со статьями, посвящёнными разным темам: о воронежских художниках, культуре, костюмах. Из 50 сборников 30 хранятся в нашей библиотеке».
Среди экспонатов музея есть и совсем уникальные вещи. Например, шкатулка воронежского святителя Митрофана. Она деревянная, простая на вид, по весу – чрезвычайно лёгкая. Ксилографическая доска. Раньше с помощью таких досок печатались книги. На этой написана молитва. Её можно прочесть в зеркальном отображении. Вот карты салонной игры XVIII века «Цветочный флирт». Раньше свои чувства люди не выставляли напоказ, а с помощью таких вот карт признавались в симпатии. Такая же игра хранится в отделе редких книг «Петергофа». Всё это – тоже часть коллекции Петра Пономарёва.
Столичные этнографы, дружившие с художником, удивлялись, как ему удаётся привозить из экспедиций уникальные вещи. Пётр Денисович всегда отвечал: «Нужно находить подход к людям, любить и уважать народную культуру». Он действительно был своим для сельчан, и они с удовольствием делились с ним драгоценными знаниями и вещами.
По эскизу учителя
Коллекция музея пополнялась и за счёт подарков. Интересна, например, ваза «Гончар», подаренная на открытие музея художницей Зоей Суварковой. Ваза была изготовлена на керамическом заводе, на котором работал консультантом Пётр Пономарёв. Художник тогда высоко оценил предмет искусства, особо отметив деталь в виде поросёнка.
На соседнем стенде – воронежская матрёшка яйцевидной формы, которую создала Елена Матвеева. Однажды, расписывая матрёшки в мастерской Петра Денисевича, ей попалась бракованная деревяная заготовка. Она её расписала по-своему. Так родилась исконно воронежская игрушка.
В музее хранится и упаковка от сувенирного воронежского пряника. Возродив старинный рецепт бутурлиновского «вырубного» пряника, художник в начале 80-х годов инициировал его производство на промышленной основе. Тогда же на ликёроводочном заводе была разработана пропитка, которая позволяла прянику долго оставаться свежим и ароматным.
Можно увидеть в музее и предметы времён Великой Отечественной войны – трофейный патефон, баян, старинные фотографии, письма. Есть здесь и первые дорожные телевизоры, выпущенные воронежским заводом «Электросигнал». Привлекает внимание богатая галерея картин моряка и педагога Вячеслава Черкасова (1938-2023 гг.). При жизни наш земляк часто выступал перед школьниками: рассказывал, как создавались картины.
А вот коллекция воронежской керамической свистульки. В прошлых веках они были очень популярны. Среди глиняных игрушек имеется совсем необычная – в виде соловья, который сидит на бочке. В эту бочку наливают воду, и свистулька издаёт звук, похожий на соловьиные трели. В 2003 году старинная игрушка была обнаружена при раскопках. Воронежский художник-керамист Марина Перепелицина создала точную копию.
В крестьянских семьях Воронежской губернии малыши часто играли с тряпичными куклами. Простейшую игрушку «зайчик на пальчик» делали из лоскутка старой рубашки. Были куклы обереговые, куклы-травницы - в «юбку» такой зашивали лечебную траву. Ребёнок играл и выздоравливал. А ещё были зольные куклы: после топки печи собиралась зола, она смачивалась водой, и ею набивали старые лоскутки. Одну из старинных зольных кукол музею подарил городской Центр туризма.
Инвентарная книга библиотеки-музея и сейчас продолжает пополняться. Воронежцы, побывав в столь интересном месте, передают сюда старинные вещицы, которые сохранились от бабушек и прабабушек, – для потомков.