С 12 октября школьников Воронежской области перевели на удаленное обучение в связи с ростом заболеваемости ковид. Затем – по домам отпустили студентов. Всё бы ничего, но в эффективности дистанционного образования сомневаются и родители, и дети. К тому же онлайн-сервисы, на которых проходят занятия, работают из рук вон плохо.
Этот уже третья волна перевода на дистант в регионе, но набрались ли мы за это время опыта – разбирался «АиФ-Воронеж».
Неоднозначная позиция
Ровно год назад во вторую волну ковида школьников и студентов тоже отправили на удаленку. Сейчас ситуация повторилась, но опыта мы как будто не набрались, вероятно надеясь, что пандемия пойдет на спад. Родители жалуются на недостаточность знаний и плохую работу онлайн-сервисов. Ну а школьники и студенты, в свою очередь, рады освободившемуся времени и тому, что теперь можно откровенно филонить.
Пока дети ликуют, взрослые бьют тревогу. В городе образовалась инициативная группа родителей и неравнодушных школьников, которые выступают против удаленки. Вместе с волонтёрами они собирают подписи за отмену дистанционного образования. Одна из мам, Татьяна Швецова, выступила с видео-обращением.
«Мы намерены подать четыре письма в различные инстанции, и выразить свое нежелание учиться дистанционно», – объяснила женщина.
Департамент образования, науки и молодежной политики региона называет отношение родителей к дистанционному обучению неоднозначным.
«Существует малая часть родителей, опасающихся полного перевода на такую форму обучения и отмены очной формы обучения в принципе. Департамент многократно подчеркивал, что такие опасения безосновательны, поскольку очная форма обучения в образовательных организациях всегда будет основной», – объяснили в пресс-службе ведомства.
Студенты только рады
В воронежских вузах свои проблемы – всю первую неделю дистанционки образовательный портал ВГУ «Электронный университет» работал с перебоями, а потом и вовсе рухнул. Из-за этого преподаватели вынуждены пользоваться другими платформами.
«Мы работаем над устранением ошибок. Новизна этой ситуации в том, что практически все студенты сейчас на портале, в отличие от онлайн-обучения в предыдущие волны пандемии. Мы прикладываем все усилия, чтобы устранить эту проблему», – подчеркнул ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий.
Студенты удаленке все-таки рады - у них появилась масса свободного времени, ведь сдавать сессию в онлайн-формате легче – многие даже выбились в отличники.
Правда, эффективность такого образования спорна. Во многом, из-за отсутствия прямой коммуникации студента с преподавателем и элементарной мотивации. Сказывается и домашняя атмосфера: онлайн-лекции некоторые студенты посещают на половину – то есть, подключаются к трансляции, выкручивают динамик на минимум и отправляются по своим делам. Испытывают трудности возрастные преподаватели, которые до сих пор не разобрались в новых технологиях, и высылают для изучения ворох печатных конспектов и заданий вместо того, чтобы проводить онлайн-лекции. Однако много и тех, кто способен в таких непростых условиях вовлечь в образовательный процесс.
«Порой студентов удаётся даже чем-то удивить. Например, уже привычная для меня работа в сессионных залах на семинарских занятиях вызывает неподдельный восторг. Ребята не могут понять, как в считанные секунды они оказываются в отдельных группах и могут продолжать работать, не мешая друг другу, а потом вновь сходятся в общем зале. Надеюсь, что удивлять таким образом студентов придётся всё-таки не долго, – рассказала преподаватель факультета журналистики ВГУ Юлия Мажарина. – Прямой межличностный контакт в университетской аудитории – важная часть учебного процесса, которая делает его успешным. В дистанционном формате же вместо глаз студентов приходится порой весь день смотреть лишь на черные квадратики на экране ноутбука. И я, как преподаватель, не могу потребовать их включить камеры, так как понимаю, что у кого-то этой камеры вообще нет, а кто-то, может быть, стесняется показывать свою домашнюю обстановку одногруппникам. Вот и приходится общаться, словно со стеной крематория, уж простите мне такое сравнение».
«Могу, как преподаватель, отметить, что качество предоставляемых материалов от педагогов растёт. Многие переходят от текстов к красочным презентациям, нередко используют видео. Система адаптируется, студенты дисциплинируются, преподаватели всё больше проникаются особенностями дистанционного обучения», – подчеркнул преподаватель физического факультета, начальник управления инноваций, науки и информационной политики ВГУ Дмитрий Жукалин.
Несмотря на неоспоримые плюсы дистанционного обучения – развитие у детей самостоятельности и рост среднего балла по ЕГЭ по сравнению с прошлым годом, федеральные эксперты отмечают, что дистанционное образование 2020-2021 годов в ближайшей перспективе может привести к снижению уровня подготовки кадров. А в более длительной перспективе – через 20-30 лет – сделать менее качественным российский рынок труда.
Точка зрения
Кандидат филологических наук Роман Жолудь:
«Вузы имеют уже год опыта такой работы, но какие выводы мы сделали? Техническое оснащение по-прежнему подводит. Преподаватели работают в основном из дома на своих компьютерах, интернете и электричестве без компенсаций. Большинство вузов не имеет столько камер и микрофонов, чтобы обеспечить всех рабочими местами в университете.
Образовательные платформы по-прежнему не выдерживают нагрузок от онлайн-лекций, виснут и тормозят. Мы вынуждены переходить на сервисы вроде Zoom, хотя это не приветствуется. Но надо же как-то проводить занятия.
Сами преподаватели, кажется, стали более свободно использовать онлайновые сервисы, их освоило и старшее поколение. Но тут вопрос в честности самого педагога: можно проводить в онлайне лекции и семинары, а можно просто сбросить на студентов десяток письменных работ. Но лучше всех адаптировались к дистанционке сами студенты. Им удобно и легко так учиться и сдавать экзамены. А качество - кого оно волнует? По большому счету, проблема - не в форме обучения, а в мотивации. Да, можно сказать, дистанционное образование расслабляет наших студентов. Но я вижу, что ко мне на онлайн-лекции ходят те же студенты, что приходили в аудиторию. А пропускают их те, кто и в офлайне занятия не посещал».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.