Примерное время чтения: 9 минут
403

«Преподаватели стали ближе к народу». Как вузы справились с дистанционкой

Алексей Булатов / Из личного архива

Сессия, госэкзамены и защита дипломов из-за пандемии коронавируса в этом году прошли в режиме онлайн. Студенты уже ждут возвращения в аудитории, а преподаватели думают, как будут наверстывать упущенное и заново перестраивать учебную программу. 

Что думают о дистанционном обучении студенты и преподаватели вузов - в материале «АиФ-Воронеж».

Учеба стала круглосуточной

Бесконечная учеба с перерывами на обед и ужин, физкультура по видеоурокам, конференции в Skype и море домашки – так выглядела жизнь воронежских студентов во время дистанционного режима обучения. Учеба стала круглосуточной, выходные тоже отменились. Кажется, столько студенты не учились никогда. При этом, как отмечают сами обучающиеся, уровень их знаний существенно не увеличился, а вот эмоциональное напряжение выросло в разы. Из основных жалоб – психологическая нагрузка — из-за того, что обучающиеся весь день напролет просиживали за компьютером, было тяжело воспринимать информацию.

Серьезная нагрузка в период дистанционки легла на старост. Им приходилось не только держать связь с группой и организовать видеоконференции, но и учить старших преподавателей обращению с компьютером.

«Как староста могу сказать, что крупных проблем не было бы, если бы некоторые преподаватели, так скажем, не запаниковали в режиме дистанционного обучения и не стали присылать большое количество информации», – рассказывает студентка факультета журналистики ВГУ Татьяна Бащева.  

«Со старостами я заранее провел беседу о том, что сейчас для страны и для вуза трудное время и нам всем нужно поддерживать связь с преподавателями и помогать им, если в силу отсутствия каких-либо технических знаний они сами просят помощи», – объяснил председатель студенческого совета журфака ВГУ Никита Смотров.

«Карантиновирус», как его называют студенты, помимо всех прочих подводных камней выявил проблему недостатка технического оснащения преподавателей и студентов. Проще говоря, оказалось, не у всех студентов есть компьютер и интернет. Как рассказывает ведущий доцент кафедры электронных СМИ ВГУ Людмила Сандлер, многие учащиеся в течение семестра сетовали на отсутствие стабильной интернет-связи и огромные счета за интернет. Кому-то приходилось делить единственный ноутбук с братьями, родственниками и родителями, работавшими также на удаленке. 

Технические проблемы нашли у платформ, используемых для обучения. Так, например, программа «Электронный университет», ставшая основой онлайн-обучения в вузах Воронежа, по словам преподавателей и студентов, часто давала сбои. Ее приходилось заменять более надежными аналогами – Zoom, Skype, GoogleMeet.

«В большинстве своем проблемы были связаны с недостатком технических средств, – отмечает доцент кафедры общей физики ВГПУ Геннадий Афонин. – Также возникают и продолжают возникать трудности  с различными программными средствами, которые используются для дистанционного обучения. Иногда с ними происходят небольшие форс-мажорные ситуации, в процессе работы мы к ним приспособились».

«Я бы предпочла очные занятия в спортзале или на улице той теории, которая предполагается на самоизоляции. Можно, конечно, написать какой-то реферат, но лучше, чтобы мы видели, как студенты занимаются физически. Я не думаю, что в программы они все выкладывают то, что есть на самом деле. Естественно, привирают, может, вообще ничего не делают, а в последний момент делают записи и отправляют в программу», – рассказала преподаватель физической культуры Валентина Каратеева.

Лекции из дома и преподаватели в соцсетях

Но есть и плюсы – все студенты получили равные возможности, в том числе и те, кто раньше не отличались прилежным посещением очных занятий из-за работы или по другим причинам. Теперь стопроцентная посещаемость перестала быть гарантом сессии на «отлично». Передовики обучения обескуражены, а вот работающим студентам дистанционка сыграла на руку.

«Получилось так, что многие отличники, которые посещали все лекции и семинары, оказались в тех же условиях, что и я, которая из-за работы не была почти на половине занятий, – рассказывает студентка факультета журналистики ВГУ Анастасия Палихова. – Я начала активно работать с октября, в итоге стало неудобно ходить на лекции, из-за этого сильно упала посещаемость, и я уже не могла рассчитывать на автоматы и отличные оценки. А потом случился «карантиновирус», и все студенты ВГУ перешли на удаленку. Для многих это стало большой радостью, потому что работающие студенты смогли выполнять задания в удобном для себя темпе, не отставая от учебы. Мне кажется, что этот вариант предпочтительным для меня и других людей, которые совмещают работу с учебой, когда физическое присутствие на парах необязательно. Мы оказались в равных условиях».

«Дистанционное обучение – моя мечта, – рассказывает студентка ВГУ Анастасия Бирлева. – В оффлайне мне не нравилось тратить время на сборы, дорогу и ожидание преподавателей. Сейчас можно проснуться, взять ноутбук и все. Конечно, не все преподаватели были готовы читать лекции монитору, некоторые просто присылали текстовые задания. Но дистанционное обучение, на мой взгляд, – это очень удобный механизм при условии, что для этого есть возможности как у преподавателей, так и обучающихся».

Экзамены по видеосвязи

В сложившейся ситуации многие преподаватели пошли на уступки, предложив студентам вместо экзаменов за летнюю сессию просто выполнить задания.

«Мне пришлось прилагать гораздо меньшее количество усилий, чтобы закрыть летнюю сессию на пятерки, чего я вообще не предполагала, – говорит Анастасия Палихова. – Преподаватели стали лояльнее. Загрузить задание на Moodle куда проще, чем посетить все лекции и семинары».

Что касается госов, то с ними так легко разделаться не получилось.

«Я – член экзаменационной комиссии. Мы предупредили студентов, что фиксируем их взгляд. Однако во время сдачи экзамена они все равно пытались списывать, - рассказывает Людмила Сандлер. - В первые два дня было много троек, к последнему они наверное уже поняли, что нас не обмануть. Пусть они списывают, но в живой беседе мы определяем истинный уровень знаний. Мы не можем понизить оценку или повысить ее без веских аргументов, потому что все задокументировано».

Кто воспитывать будет?

Кроме того, теперь почти каждого профессора можно найти в популярных молодежных соцсетях и в любой момент обратиться за консультацией. Да и вообще, как отмечают студенты, преподаватели стали ближе к народу.

«Преподаватели появились в соцсетях. Доступ к ним стал проще, а это важно для студента, который пришел в вуз получать знания, а не просиживать штаны, – рассказывает Никита Смотров. – Студент сразу же может связаться с преподавателем и получить ответ на вопрос. Это, естественно, абсолютно не заменяет живого общения на паре или в стенах факультета, но все-таки уже хорошо».

«Большинство преподавателей, в том числе в немолодом возрасте, осваивают различные компьютерные программы. Говорить, готов преподаватель к дистанционному обучению или нет, не совсем корректно. Если бы не были готовы хотя бы 70%, удаленное обучение осуществить было бы невозможно, – отмечает Геннадий Афонин. - Важно отметить, что дистанционное образование – это достаточно продуктивный выход из той ситуации, в котором мы оказались. На первых порах, когда это только началось, мы были не готовы, в связи с этим пришлось серьезно потрудится, адаптировать курсы под программу и все остальное, что требуется  для онлайн-обучения. Такая ситуация нормальная, когда что-то не использовалось долгое время».

«Многих преподавателей дистанционное обучение подстегнуло в освоении технических знаний, – подтверждает Людмила Сандлер. – Мне это очень помогло, и я чувствую себя комфортно. Я освоила много ресурсов за этот семестр – Moodle, Skype, Zoom, задания выставляла «ВК» и по электронной почте, вела консультации по телефону. Использовала все ресурсы, чтобы было удобно. Я считаю, что мы достойны определенных надбавок за сумасшедшую интенсивность труда, потому что мы просиживаем за компьютером по много часов в день. Мы перерабатываем во много раз. За это время мы потратили очень много сил и здоровья, это мнение меня и многих моих коллег.

Дистанционное обучение заставило по-другому взглянуть на процесс обучения, позволило переоценить научные программы дисциплин.

«С переходом на дистанционный режим обучения на преподавателей легла двойная нагрузка, – рассказывает замдекана медико-биологического факультета Ольга Сафонова. – Система, отработанная годами, за короткое время была изменена на новую. У студентов появились совершенно новые формы восприятия. Из плюсов– студенты, которые по каким-то причинам не являлись на лекции, получили возможность присутствовать на занятиях онлайн. Из минусов – обучение на естественно-научных факультетах все-таки должно проходить очно. Практические навыки в условиях удаленного обучения получить сложно, поэтому, скорее всего, по возвращению к привычному формату обучения нам придется наверстывать знания и озвучивать программу еще раз». 

В целом спустя время вузы приноровились к дистанционному образованию. Правда, одного важного аспекта онлайн-обучение не учитывает.

«Что касается вообще дистанционного обучения, оно сильно теряет в моральном аспекте, – замечает Людмила Сандлер. – Мы не только образовываем, но и воспитываем, просвещаем студентов».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах