Ученые из Воронежского государственного технического университета разработали уникальный буксир для доставки в космос искусственных спутников под названием БОРИС. Подробнее о проекте, особенностях и характеристиках инновационного устройства «АиФ-Воронеж» рассказывает в День космонавтики, который отмечается 12 апреля.
В космос за несколько недель
Аббревиатура БОРИС расшифровывается как «Буксир орбитального размещения искусственных спутников». Это совместная разработка ученых из ВГТУ, студенческого конструкторского бюро и научно-производственного предприятия «Интерполярис».
«Идея возникла осенью 2020 года. Тогда Фонд поддержки проектов национально-технологической инициативы объявил конкурс на предоставление грантов по выполнению научно-исследовательских работ и разработке концепции разгонных блоков. В декабре был сформирован отчет по научной работе», – объяснил помощник первого проректора ВГТУ Дмитрий Шматов.
За три месяца молодые ученые из вуза и более опытные наставники из компании «Интерполярис» провели большой комплекс исследований и создали проект инновационного разгонного блока.
Разгонный блок – это блок орбитального размещения искусственных спутников Земли (БОРИС). Также он выполняет функции межорбитального буксира и средства выведения космических аппаратов в космос. Смысл этого изделия в том, что на его платформе могут располагаться космические спутники. Попадая на определенную высоту, данный разгонный блок выводит их на орбиту. Ученые разработали выход на три целевые орбиты: 800 км от Земли, 1,5 км и свыше 300 км – окололунная орбита.
Ключевая особенность разгонного блока – ракетный двигатель, технология изготовления которого крайне необычна. Это полностью напечатанные на 3D принтере элементы.
«Применяя разгонный блок, мы выполняем самую главную функцию – оперативный запуск спутников. Если мы хотим разместить спутник в космосе, то сейчас это происходит так: обращаемся в Роскосмос, ждем очереди на загрузку большой ракеты, которая летает в определенное время. Ее полет осуществляется только тогда, когда ракета загружена спутниками и другим полезным грузом. Соответственно, все заказчики ждут полной загрузки», – отмечает Дмитрий Шматов.
В случае применения ракеты сверхлегкого класса можно повысить оперативность с полугода до нескольких недель. Также данная разработка может удовлетворить потребности частной космонавтики.
«В России таких блоков нет»
По словам разработчиков, аппарат сможет доставлять на орбиту грузы, превышающие собственный вес. Так, БОРИС готов отправить в космос 150 кг полезной нагрузки с орбиты высотой от 500 км до 800 км. При этом масса самого буксира – всего 80 кг. Из них 16 кг – это топливо.
На вопрос, когда же случится реальный запуск, представители вуза отвечают:
«Мы трезво оцениваем обстановку, не хотим заявлять и создавать иллюзий. Ситуация в России с государственной поддержкой частной космонавтики сильно улучшилась за пару лет. Однако до серийного производства – два-три года».
«В России таких блоков нет, – рассказывает руководитель студенческого конструкторского бюро ракетно-космической техники ВГТУ Татьяна Башарина. – Есть аналоги, но в них используются другие двигатели, которые дают принципиальные отличия. С точки зрения орбитального маневрирования наши разработки лучше. Они позволяют легко передвигаться в космосе. Что касается зарубежных разработок, то там похожие конструкции есть, но с существенными отличиями. Они заключаются в использовании топлива собственного производства. Мы ориентируемся на их опыт».