Примерное время чтения: 3 минуты
228

Почём нынче пандемия? Что привело к внушительному росту цен в Воронеже

Пустившись в забег с началом пандемии, цены не собираются останавливаться. При этом темпы подорожания в Воронежской области опережают средние по стране. Чиновники призывают магазины снизить наценки, но поможет ли это излечиться от инфляции? «АиФ-Воронеж» выяснил, как эксперты объясняют резкий рост цен и какие прогнозы дают на ближайшее будущее.
 

Бананы и «пальма»

В прошлом году цены в Воронежской области подпрыгнули выше, чем в других регионах. Так, по данным Центробанка, инфляция у нас составила 9,28% вместо среднероссийских 8,39%. При этом, как водится, больше всего пострадали малообеспеченные потребители, ведь продукты питания подорожали ещё сильнее – на 12,27% при среднероссийском показателе 10,62%.
 
Впрочем, говорят, что из-за последствий пандемии еда дорожает по всему миру – по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), за год индекс продовольственных цен поднялся на 19,5%.
 
Судя по отзывам читателей, которые в целом подтверждаются Воронежстатом, в начале этого года продолжали расти в цене говядина, свинина, варёная колбаса, сыр, сахар, шоколадные конфеты, капуста, лук, свёкла, огурцы, помидоры, яблоки, бананы.
 
В феврале должна особенно подорожать молочная продукция – об этом загодя предупредили производители и назвали причины: увеличение стоимости упаковки и логистики. Впрочем, кое о чём они умолчали: по данным той же ФАО, из-за сокращения индонезийского экспорта начали расти мировые цены на пальмовое масло.
 
 

Платим за риск

Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба призвали федеральные розничные сети проявить социальную ответственность. Те согласились и ещё в середине января отрапортовали о снижении торговых наценок на отдельные продукты. Так, 7 февраля ФАС сообщила, что инициативу поддержали и местные ретейлеры из Курской, Астраханской, Новосибирской, Ульяновской, Пензенской, Омской областей, а также республики Адыгея. А что у нас?
 
«Наша наценка – около 10%, нам нечего снижать, - прокомментировал руководитель воронежской сети «Центрторг» Сергей Кастрюлёв. – Уже пять лет рынок складывается так, что никто не поднимает наценку на социально значимую продукцию. У нас высокая конкуренция. К тому же у федеральных сетей возможности закупки гораздо выше. Допускаю, что на какие-то фрукты и овощи у них была наценка в 50%, они её снизили».
 
Действительно, инициатива больше напоминает популистский ход. Но возможно ли в принципе как-то притормозить цены?
 
«Пандемия – всего лишь один из факторов, - считает доктор экономических наук Юрий Трещевский. – Инфляцию подхлёстывает общая нестабильность, и только призывами этот процесс не остановить. Российские предприниматели включают в цену все риски, в том числе риск потери бизнеса. Риски в силу определённых обстоятельств – той же пандемии – растут, а значит и цена растёт не только из-за издержек. Когда стабилизируется ситуация, стабилизируются и цены».
 
По мнению эксперта, даже политика Центробанка – а она ведётся в режиме таргетирования инфляции, то есть ограничения роста цен путём увеличения учётной ставки – принесёт лишь частичный результат.
 
«Споры об увеличении ставки на процент или полпроцента для основной части российского бизнеса – торговли, промышленности и т. д. – не имеют значения, - полагает Юрий Трещевский. – Это важно для тех, кто играет на финансовых рынках. Макроэкономика не всегда стыкуется с жизнью на земле. Это о ценах на бирже, а не в овощном киоске».
 
 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах