Система воронежского общественного транспорта продолжает разваливаться. Власти готовят население к очередному повышению стоимости поезда и предупреждают, что речь идёт уже не столько о качестве обслуживания, как о выживании отрасли.
Вопреки громким заявлениям, что всё под контролем, транспортная реформа идёт стихийно, по велению времени: маршрутки вымирают, как динозавры. Хотелось бы сказать: туда и дорога. Но беда в том, что качественный муниципальный транспорт вряд ли успеет подхватить выпавшее знамя.
Конец «продавцов воздуха»
На прошлой неделе новостные ленты облетело сообщение о смертельной аварии с участием автобуса 26 маршрута. Вылетевший на красный свет «ПАЗик» столкнулся с автомобилем и врезался в киоск. Водитель погиб – к счастью, пассажиров в салоне не было, как не было и пешеходов на тротуаре.
Спустя пару дней появились сообщения о том, что губернатор подписал документ о повышении платы за проезд до 28 рублей. Новость тут же опроверг департамент тарифов. Впрочем плата скоро всё равно вырастет.
«Сейчас мы имеем один из самых низких в России тарифов, и в этом году его необходимо будет поднимать – не только для того, чтобы пассажирский транспорт продолжал обновляться, а чтобы отрасль в принципе могла функционировать», - заявил мэр Вадим Кстенин.
Отрасль в серьёзном кризисе: перевозчики просто бросают маршруты. Благо 78 и 85 (бывший 58) подобрал муниципальный «Воронежпассажиртранс», а 21 и 63 пришлось изменить, убрав непопулярные отрезки. А, например, 63-й, который запустили в сентябре 2020 года, чтобы связать с остальным городом новый микрорайон «Озерки», теперь туда не ходит. В конце июня с рынка ушли сразу три фирмы-перевозчика (см. №27 от 06.07.22).
По словам бизнесменов, всему причина – низкий тариф, не окупающий подорожание топлива, деталей и прочие статьи расходов. Впрочем, причина куда глубже. Повышение платы не сделает городской транспорт лучше, а лишь продлит его агонию.
Новый тариф придётся снова брать «с потолка»?
«Параллельно с ростом цен мы видим и технологический переход, - говорит сопредседатель отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков. – Например, любимый нашими перевозчиками ПАЗ-3205 уже не выпускается. А значит, придётся покупать более дорогую технику, запчасти для которой подорожали ещё больше. То же самое – с малым классом: «Газель-сити» стоит почти пять миллионов рублей. Водитель, который хочет встать на маршрут, за свои сбережения её не купит».
Это значит, что перестаёт работать любимая бизнес-схема, когда «продавцы воздуха» - читай, владельцы маршрутов – просто приглашают работать водителей со своими машинами. И характеристика «продавцы воздуха» - вовсе не преувеличение. Ещё зимой департамент тарифов просил перевозчиков предоставить экономическое обоснование повышения платы, но те так ничего и не предъявили. Получается, новый тариф придётся снова брать «с потолка».
«Перевозчики не могут показать расходы, ведь они возникают у владельцев автобусов, а это разные классы, - объясняет общественник. – У перевозчиков – только доходы.
ЛиАЗы не помогут»
Так, может, оно к лучшему? Может, настала пора похоронить воронежские маршрутки и забить в могилу осиновый кол? Муниципальный транспорт гораздо лучше, его доля достигает уже четверти рынка, и повышение тарифа не так актуально, ведь большие и удобные автобусы покупаются за бюджетные деньги. Например, скоро на маршруты выйдкт 63 новых ЛиАЗа и КамАЗа.
«Можно купить ещё больше автобусов, но куда мы их поставим? – задаёт вопрос Юрий Новиков. – Они физически не влезут на базу, у «Воронежпассажиртранса» практически закончились мощности. Нужно строить новое автопредприятие. И если у нас за полгода решат обанкротиться все коммерческие перевозчики, то даже покупкой 200-300 автобусов проблему не закроешь. Так что повышение тарифа неизбежно».