На прошлой неделе многие воронежские предприятия малого бизнеса заявили об уходе с рынка – на продажу массово выставлены цветочные магазины, объекты гастрономии, сервисы по ремонту сотовых телефонов, салоны красоты...
Проблема в страхе перед завтрашним днём, недостатке выручки, дефиците оборотных средств или санкциях? Разбирался «АиФ-Воронеж».
У каждого – своё
Вслед за уходом с российского рынка некоторых иностранных брендов с бизнесом начали прощаться и местные предприниматели. Так, 12 марта появилось объявление о продаже популярной сети магазинов с деликатесами «Хамон есть». Стоимость сделки оценили в 16,5 млн рублей. Точки торговой сети расположены на Центральном рынке и в ТРЦ «Галереи Чижова». Магазины работали в Воронеже три года. По словам представителя магазина, его владелец живёт в Москве, и управлять бизнесом стало сложно. Явились ли причиной продажи санкции на импортные разносолы, не уточняется.
Электронная доска объявлений «Авито» ещё с конца февраля пестрит предложениями выгодно продать салоны красоты. Владельцы утверждают, что их бизнес – «под ключ» с готовой базой клиентов и дизайнерской мебелью. Стоимость салона красоты с арендованным помещением варьируется от 350 до 600 тысяч рублей. К продаже предлагаются и, так называемые, торговые островки, расположенные в холлах крупных торговых центров.
Собственники такого бизнеса называют причиной своего ухода простой и ограничения из-за пандемии, а после – вызванную санкциями нестабильность.
За 250-300 тысяч рублей продаются сервисные центры по ремонту телефонов. Одной из причин продажи стали перебои с поставками запчастей, которые приходили из Китая и Европы.
Не у дел оказались и автоматы с экспресс-тестами на ковид. Информация о тестоматах из воронежских ТЦ теперь на сайте бесплатных объявлений. За пять таких установок владелец просит 1 млн 750 тысяч рублей. В описании к товару значится, что аренда мест оплачена на несколько месяцев вперёд.
Не до цветов?
Многие владельцы цветочных магазинов Воронежа тоже решили свернуть работу. Стоимость такого бизнеса начинается с 300 тысяч и доходит до девяти миллионов рублей. Объявления о продаже цветочных ларьков и магазинов стали появляться сразу после 8 марта. Из причин: возросшие цены у поставщиков, отсутствие заграничных поставок и резко упавший спрос.
«Раньше клиентов было гораздо больше, – рассказывает собственница цветочного магазина на ул. Фридриха Энгельса. – Много цветочных магазинов закрылось, останутся лишь те, кто сможет выдержать конкуренцию. Вот, сейчас я нашла поставщиков из Воронежа и Липецка, они выращивают местные розы. Также я знаю ребят, которые до сих пор возят цветы из Голландии. Так что с поставками цветов вопросов нет».
«Каждый случай закрытия бизнеса нужно рассматривать в индивидуальном порядке, - считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Воронежской области Павел Ковалёв. – При этом, действительно, в Воронежской области, как и в других регионах, ожидается спад экономики, приводящий к частичному закрытию отдельного сегмента предпринимательства, что мы можем видеть уже сейчас. Это связано с тем, что многие предприниматели изначально построили свой бизнес на основе импорта из Европы. Также в настоящее время из-за санкций недружественных стран нарушились логические цепочки, не выполняются договоры поставок и перевозок, ограничились возможности, которые были доступны раньше».
По мнению бизнес-омбудсмена, нельзя не учитывать и падение потребительского спроса, поскольку воронежцы частично изменили ориентиры при покупках.
«В большем количестве люди стали приобретать товары первой необходимости вместо привычных деликатесов и голландских роз, - поясняет он. – Поэтому частичное закрытие бизнеса неизбежно. И чем раньше получится выстроить логистические пути в новых современных условиях и проработать вопрос импортозамещения, тем быстрее получится стабилизировать экономику и помочь выстоять малому бизнесу».