В День студента, или Татьянин день, который отмечается 25 января, в вузах традиционно организуют праздники и с особой теплотой чествуют преподавателей. И, конечно же, в каждом вузе есть наставники, от которых студенты буквально без ума. В числе таких – старший преподаватель кафедры социологии и политологии Воронежского госуниверситета Анастасия Квасова. Девушки и юноши отмечают её жизнерадостность, профессионализм и близкую к ним самим душевную позицию.
Как же оставаться на одной волне со студентами, не нанося при этом никакого урона авторитету педагога, мы спросили у самой Анастасии Александровны.
Интересная наука
Ангелина Оболонская, vrn.aif.ru: Анастасия Александровна, как вы пришли в профессию преподавателя?
Анастасия Квасова: Наверное, путь в профессию у меня начался ещё в детстве. Когда я оканчивала школу, у нас работала преподаватель с кафедры социологии Алла Ивановна Верецкая. В 10 и 11 классе она вела у нас обществознание и рассказывала о новой специальности – социология. Когда сдавала ЕГЭ, родители настаивали на том, чтобы я пошла на экономический факультет. В итоге заявления были поданы и на экономиста, и на социолога. Что интересно, меня зачислили на оба факультета, так что пришлось выбирать. Тогда я подумала, что экономистов готовит практически каждый вуз, а социология – это что-то поинтереснее. Так и стала социологом.
После окончания вуза нужно было определяться: что дальше. Моя подруга на тот момент устроилась в банк и позвала меня туда. Я отработала там месяц, а потом мне позвонили с кафедры социологии и пригласили на работу. Теплю надежду, что это из-за моих заслуг в процессе обучения (улыбается – ред.). Кстати, в прошлом году я уже отметила 10-летний юбилей преподавательской карьеры.
- Чем вам интересна социология?
- Новизной. Социология всегда была некой загадкой. Эта наука о людях, но не с уходом в психологию. К тому же это прикладная дисциплина. Ещё будучи студенткой третьего курса я работала в отделе кадров Воронежского диагностического центра. Главврач, зная, где я учусь, поручил мне проводить исследования настроений и потребностей среди пациентов и персонала. Сейчас социология нужна практически в любой отрасли.
- Что вам нравится в вашей работе?
- Студенты – они молодые, активные, заряжающие. Здесь также замечательные коллеги, особенно это стало заметным после банка, где все разговоры только «о длине ногтей». А в вузе совсем другой уровень, с коллегами можно похихикать на бытовые темы, а также поговорить о науке. С некоторыми мы настолько сдружились, что летом вместе ездим в отпуск.
Другие люди
- Сравните студентов десять лет назад и сейчас. Есть разница?
- Мне кажется, раньше студенты были более однотипные. Сейчас – все разные. Я думаю, это связано с нарастанием цифровизации, популярностью интернета и соцсетей, увеличением объёма знаний. Нынешняя молодёжь сильнее стремится к самостоятельности. Когда я была студенткой, только три человека с нашего курса где-то подрабатывали. Сейчас же большинство студентов чуть ли ни с первого курса чем-то занимаются. Самые талантливые подрабатывают сразу по специальности или смежному направлению. Благо для социолога таких много – от современных цифровых направлений SMM до классических полевых исследовательских работ. Хорошим подспорьем здесь послужило возникновение цифровых специальностей, которые не требуют привязки к графику.
Современные студенты пресыщены тем, что сейчас достаточно легко найти любую информацию. Я помню, когда мы учились, нужно было обязательно ходить в библиотеку, меняться книгами, делать конспекты. Сейчас такого нет. А умение самостоятельно и своевременно найти нужные сведения – тоже отличный навык.
- Что помогает оставаться на одной волне со студентами?
- Скорее всего, мой возраст. Логично, что в каких-то аспектах мне не достаёт опыта, и где-то я ближе к студентам как по лексике, так и по самой жизни.
Студенты учат меня не застывать в одном положении, проявлять больше открытости к людям и миру, быть находчивой в решении разных вопросов. Они зажигают активностью и отважностью в достижении своих целей.
Учитесь мыслить
- Как в преподавании вам помогают современные технологии?
- В первую очередь, это быстрота распространения информации. Например, чаты в Telegram упрощают взаимодействие со студентами. Второй момент – это способность показать через соцсети меняющиеся тренды, что особенно важно в профессии социолога. Например, мемы – это прямое отражение нашего общества. Также я учу собирать и обрабатывать информацию с помощью интернета. А вот усложнять себе работу, пользуясь исключительно бумажками, бессмысленно.
- У вас есть хобби и увлечения?
- Однажды я увидела объявление о наборе преподавателей в автошколу. Водить я умею и очень люблю. А на тот период уже два года преподавала в вузе. И вот, я решила попробовать себя в новом деле. В итоге с должности рядового преподавателя теории в автошколе выросла до руководителя теоретической подготовкой федеральной сети автошкол. Кроме того, я принимаю экзамены по вождению. Здесь моя педагогика обрела ещё одно направление.
- Быть преподавателем - огромная ответственность. Можете сформулировать свою миссию и профессиональное кредо?
- Учить не мыслям, а учить мыслить, как завещал Иммануил Кант. Эта философия очень мне близка. Были преподаватели, кто требовал дословного знания терминов, а были те, кто легко воспринимал самостоятельные объяснения и оценивал понимание в целом. Мне всегда хотелось пробуждать потребность к размышлению, строить причинно-следственные связи.
- Какой совет вы хотели бы дать своим студентам?
- Отрабатывайте профессиональные и житейские навыки, ведь никогда не знаешь сразу, что пригодится и в какой момент жизни. Видя плохо оформленную курсовую, я понимаю, что на самом деле это просто элемент воспитания дисциплины. Никто не умрёт, если запятая в списке литературы окажется не в том месте, но вот дисциплина – это то, что вам точно пригодится.