Современного студента невозможно наставить на путь истинный длинными нотациями. Одно дело - банальная лекция и совсем другое – личное участие в «эксперименте века». Как пробудить в молодых людях жажду творчества, в День российской науки рассказала кандидат химических наук, доцент кафедры физической и аналитической химии Воронежского государственного университета инженерных технологий Анастасия Шуба.
Больше творчества
- Юрий Голубь, vrn.aif.ru: Анастасия, расскажите, как вы пришли в профессию?
- Мне самой учиться нравилось всегда. Ребёнком я даже летом играла в школу. Но учить других понравилось в старших классах. Меня часто просили помочь решить контрольную: помогала, объясняла и постепенно втянулась. После школы поступила в ВГУ на химфак. В химии много математики, а у нас курс математики был не очень большой. Многие стали «зависать», а я, опять же, им помогала и поняла, что мне нравится это состояние: когда человек рядом с тобой делает прорыв и узнаёт новое.
Училась я хорошо, меня рекомендовали в аспирантуру, заинтересовалась, но мест в ВГУ было не очень много. И тут судьба свела меня с заведующей кафедрой физической и аналитической химии ВГУИТ Татьяной Анатольевной Кучменко. Нас познакомили, я поработала у неё в лаборатории и поняла, что это мой научный руководитель – человек, у которого я дальше хочу учиться.
Я стала соискателем, и одновременно Татьяна Анатольевна предложила мне ставку ассистента. Так начались мои первые шаги в профессии: преподавала, проводила лабораторные занятия. Конечно, занятия в классическом университете и для технологических специальностей – разные вещи. Нужно было узнать специфику. Я поняла, что работа со студентами меня заряжает. Когда отдаёшь знания, эмоции, видишь, что человеку это нужно, и он тебя благодарит – это очень здорово.
- Вы молодой преподаватель, и всё-таки ваши студенты – уже другое поколение. Есть ли какой-то барьер?
- Когда я начала преподавать, разница в возрасте была совсем небольшой, и проблем не возникало. Потом у меня был перерыв в работе в связи с рождением двух детей, а, вернувшись, я увидела, что студенты стали совсем другими. Всё-таки натаскивание на ЕГЭ задаёт совсем иную конструкцию мышления. Это не их вина, а результат системы. Так что я терпимо отношусь к тому, как они подготовлены.
Всё-таки это поколение, которое дальше выйдет на работу и будет нас кормить. Нужно учиться с ними взаимодействовать, говорить на их языке, понимать их ценности. Заставить их учиться из-под палки не получится.
- А как нужно действовать?
- Не раз уже было сказано, что у детей, главным образом, просело абстрактное мышление. Ведь раньше люди голодали по визуальному контенту – читали книги, чтобы представить образы, целую неделю ждали любимую передачу по телевизору. Поход в кино был праздником. А сейчас этого слишком много. Говоришь студентам: «Представьте»… А они не могут, привыкли смотреть на готовое. Приходится объяснять на наглядных примерах – как говорится, на яблоках, на пальцах. Нужно растолковывать происхождение слов.
Клиповое мышление ведёт к тому, что у детей в голове не возникают междисциплинарные связи. Каждый предмет – сам по себе, всё воспринимается избирательно.
Я несколько лет провожу со студентами онлайн-марафоны с небольшими заданиями – как внеучебную деятельность. Иногда требуется разобрать слово, иногда – сочинить стихотворение. Им нравится творчество, а чтобы творить, нужно сначала углубиться в предмет.
А главное, меняется отношение. Одно дело – когда «препод» в очках что-то читает нудным голосом, и совсем другое – творческая работа, которую они даже не надеялись найти в вузе по предмету.
Не просто потребители
- Привлекаете их к настоящей научной работе?
- Конечно. Даже некоторые студенты первого курса, которые ещё не знают азов науки, привыкают к лаборатории, наблюдают за нашими «экспериментами века». В результате со временем у некоторых в курсовых работах появляется интересная научно-экспериментальная составляющая. А к пятому курсу они начинают понимать, как здорово самому сделать что-то новое и полезное.
Ты видишь у человека блеск в глазах, понимаешь, что он вырос и будет не просто хорошо обученным потребителем, у него другие ценности и потребности. Это большая радость.
- А в чём заключаются «эксперименты века»?
- Я работаю в научной группе профессора Татьяны Кучменко: мы разрабатываем средства и способы анализа сенсорами объектов окружающей среды, продуктов питания и др. Моё направление – работа, поддержанная Российским научным фондом, по разработке сенсоров для оценки микробиологической безопасности молока и молочных продуктов.
Как сейчас происходит анализ? На предприятие поступает молоко, его исследуют на содержание патогенных или условно-патогенных микроорганизмов согласно ГОСТ. Проводится микробиологический посев, и анализ длится примерно трое суток. Бывает так, что за это время молоко уже запускают в производство, и если в нём обнаруживают патогены, продукция забраковывается.
Мы разрабатываем другой подход, который ускорит анализ с трёх суток до нескольких часов. Естественно, это снизит издержки и позитивно отразится на качестве конечных продуктов.
- А что представляют собой сенсоры?
- Мы работаем с пьезокварцевыми сенсорами. По сути, это микровесы. Вы чувствуете, как пахнет молоко – этот запах создаётся определённым набором молекул. Патогенные микроорганизмы выделяют вещества, которые отличаются от естественного запаха молока.
Сенсор «взвешивает» молекулы и даёт разный отклик на них. Мы обрабатываем эти отклики и строим модели, прогнозирующие интересные нам свойства объекта.
- Если бы жизнь сложилась иначе, смогли бы вы быть не преподавателем, а кем-то ещё?
- Мне очень нравится работать в вузе. Всегда можно найти повод для жалоб, но нужно не жаловаться, а пользоваться возможностями. Я стала председателем совета молодых учёных ВГУИТ, и организаторская работа мне тоже нравится. Интересно создавать коллектив, проводить мероприятия. И всё-таки никакая административная работа не заменит преподавание. Я бы на любой должности оставила себе часть преподавательской ставки.