Из-за пандемии коронавируса российские школьники и студенты перешли на дистанционную форму обучения. Педагог-психолог Елена Гопенко рассказала «АиФ-Воронеж» о плюсах и минусах такого образования, дала советы родителям, как правильно организовать обучение дома и сделать так, чтобы самоизоляция не стала для ребенка наказанием.
Преимущества и недостатки
«Дистанционное обучение – это серьезный вызов для всех, тест на степень самостоятельности и ответственности, на умение организовать свою жизнь и управлять ею. Оно может стать непреодолимым препятствием или ступенью на пути вверх. Вопрос лишь в том, как к нему относиться», - отмечает Елена Гопенко.
По словам психолога, в дальнейшем дистанционные формы образования будут занимать все больше и больше образовательного пространства. Школьники будут тратить на них до 40% времени, на очные формы – также около 40%, а оставшиеся 20% – на самообразование.
Дистанционное обучение имеет множество преимуществ. Ребенок может заниматься в удобное время в комфортных условиях, уделять освоению материала столько времени, сколько ему требуется, а также приучить себя к самодисциплине и ответственности, постоянному повышению своего уровня, плавно переходя к непрерывному образованию в течение всей жизни. Дистанционное обучение дает равные возможности всем, независимо от места проживания и состояния здоровья.
Однако такая форма обучения имеет и свои недостатки. Процесс образования может быть ограничен недостатком технических возможностей. К тому же многие навыки можно получить только при выполнении реальных практических и лабораторных работ. Отрицательно влияет на ребенка и социальная изолированность – школьник будет испытывать недостаток общения, контроль со стороны учителя будет ослаблен.
Что делать родителям
«Взрослые, так же как и дети, оказались в непривычной, сложной для себя ситуации. Теперь им одновременно нужно быть папами и мамами, сотрудниками на работе и, отчасти, педагогами», - говорит Елена Гопенко.
Психолог дала несколько практических советов родителям.
Важен диалог и уважительное, дружелюбное общение. Ребенок должен сам принять решение, что он будет выполнять задание учителя. Обсудите с ним, что ему поможет и что может помешать. Пусть он напишет свое намерение на бумаге. Это станет для школьника психологической опорой, к которой можно обращаться, оно отличается от словесного обещания родителям.
В конце каждого дня подробно обсуждайте с ребенком, что получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей задавайте открытые вопросы - давайте ребенку возможность на обратную связь. Ребенок не всегда может оценить и увидеть, что действительно у него хорошо получается. Выразите радость, восхищение, уважение, не жалейте объятий.
Большинство школьников плохо чувствуют время и не умеют его планировать. Помогите ребенку составить план на каждый день. Вечером подробно его проговорите и мысленно прокрутите «фильм» завтрашнего дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами постоянно находились часы или таймер, который фиксировал бы окончание запланированного периода. Рекомендуется разбить работу на отрезки по 15-20 минут и делать между ними пятиминутные перерывы. Если ребенку очень тяжело, рабочее время можно поделить на 7-10 минут.
Используйте стимулы и санкции за невыполнение заданий. Но договор с ребенком обязательно нужно составить письменно.
Правильно организуйте рабочее место школьника. Все необходимое должно находиться в зоне доступности руки, а смартфон и другие гаджеты – вне рабочей зоны. Экспериментально доказано: если мобильный телефон даже в выключенном состоянии находится в зоне досягаемости, ребенок намного хуже справляется с математическими задачами.
Время научиться новому
В условиях самоизоляции родители должны дать ребенку понять, что пребывание дома нельзя расценивать как наказание, отмечает психолог. Это время научиться чему-то новому, заняться интересными делами, которые давно откладывались.
Ребенок, находясь дома, может продолжать общаться с друзьями и одноклассниками с помощью соцсетей и мессенджеров. Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов. Подросткам можно попробовать себя в профессии видеоблогера.
Психолог призывает использовать эту ситуацию, чтобы развить у своего ребенка самоконтроль, ответственность и самоорганизацию – те качества, которые будут так необходимы ему во взрослой жизни.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть