Спектакль «Корова» Новокузнецкого драматического театра показали в Воронежском камерном театре в рамках Платоновского фестиваля. В основе постановки – рассказ Андрея Платонова «Корова» и его письма близким. «АиФ-Белгород» побывал на постановке и пообщался с ее создателями.
Близость личной истории и рассказа
Эскиз спектакля режиссеров Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова родился в ходе лаборатории «Электрификация», которая прошла под руководством Александра Вислова. К Платоновскому фестивалю эскиз доработали до спектакля. Режиссеры с актерами исследуют чувства утраты, ожидания, неведения, столкновение жизни и смерти.
В спектакле задействованы три артиста – супруги Илона Литвиненко и Андрей Ковзель и их сын Владимир Ковзель. На сцене они также изображали семью. Спектакль представляет собой читку писем Андрея Платонова своей жене Марии и сыну Платону – вплоть до момента смерти последнего.
Ангелина Мигранова обратила внимание на то, что рассказ «Корова» родился от личной истории писателя – после того, как его сына арестовали. На близости литературного произведения и личной истории, их пересечении и строился спектакль.
Илона и Андрей признались, что во время репетиций их сыну Владимиру непросто давались моменты, когда мама и папа плакали на сцене. Мальчику даже предлагали отказаться от участия в постановке, но тем не менее он настоял на обратном.
«Для Владимира это супер-серьезное испытание, потому что на протяжении всего спектакля, который длится 55 минут, он просто сидит на кровати, стоящей на сцене, без возможности движения», - рассказал Андрей Ковзель.
Для режиссеров же «Корова» стала первым опытом работы с детьми на театральных подмостках.
«Перед нами не стоит задача перебороть зрителей»
Илона призналась, что им с супругом было непросто согласиться на эту постановку.
«В итоге мы выстроили для себя четкие границы: на сцене не наша семья, а семья из рассказа, рядом со мной не сын Владимир, а мальчик Василий – и его история с коровой, его переживания. И все равно энергетический космос нашей семьи на час смешивается с космосом семьи Платновых. И это прекрасный опыт», - рассказала артистка.
Илона добавила, что важная часть спектакля – это зрители, однако некоторые из них не готовы к статичной форме. И все же в большей степени на «Корову» приходят люди, готовые принять такую структуру.
«В кого это попадает – те остаются. В кого не попадает – ничего страшного. У нас нет цели перебороть зрителя и перетянуть его на свою сторону», - рассказал Андрей Ковзель.
Актер отметил, что ценность постановки в том, что артистов попросили быть максимально свободными – перед ними не ставили заготовленных задач. Они просто погружаются в историю на глазах у зрителей.
Родион Сабиров добавил, что каждый показ «Коровы» не похож на другой: все зависит от того, как они себя ощущают в этом пространстве и в это время, отмечая, что создателям интересен человек на сцене.
Ангелина Мигранова призналась, что после работы над спектаклем «Корова» стала вегетарианкой.