Театральная сцена продолжает манить многих, и попасть на неё – большая удача. Отсюда каждый год тысячи юношей и девушек выстраиваются в очередях у приёмных комиссий «Щепки», «Щуки», ГИТИСа, ВГИКа и пр. Однако до сцены добираются не все. После выпуска актёры сталкиваются с обескураживающей реальностью: денег мало, работы нет, конкуренция большая.
Что же говорить о выпускниках региональных театральных вузов, где названные проблемы ощущаются ещё острее. «АиФ-Воронеж» поговорил с воронежскими актёрами, художественными руководителями театров и представителями института искусств о проблемах в трудоустройстве артистов.
Наложился кризис
Каждый год театральные (актёрские) факультеты российских вузов выпускают сотни дипломированных артистов. Устроиться по специальности очень сложно. Все труппы давно укомплектованы.
Переизбыток актёров на рынке труда принимает характер личной драмы для каждого безработного артиста и острого социального явления. Чтобы найти работу, выпускники рассылают свои резюме в разные театры, ходят на прослушивания. Из 30 кандидатов могут утвердить одного – и так по всей стране. В итоге, неустроенными, по разным данным, остаются до 70% молодых актёров.
В последние годы ситуация усугубилась из-за экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Теперь театры, не дополучившие деньги из-за полугодового простоя и работы на 50% или 80%, не думают о наборе в штат новых артистов – своих бы прокормить.
Так, в июне 2021 едва не закрылся Никитинский театр в Воронеже. Ввиду пандемийных мер он не добрал в казну круглую сумму, исчерпал все накопленные ранее финансы и оказался на грани закрытия. Благо, театру помогли, но 30 сотрудников, из них десять актёров, реально могли остаться без работы.
«Пять лет назад открылся Никитинский театр, и у выпускников Воронежского института искусств появилась возможность трудоустроиться, - говорит художественный руководитель Никитинского театра Борис Алексеев. - Сейчас найти работу по профессии сложнее. Из всего массива выпускников практически никому это не удаётся. И здесь несколько причин. Одна из них – тяжёлое время для всех театров с экономической точки зрения, независимо от того, государственный он или частный. Труппы укомплектованы, и они достаточно сильные. Конкуренция среди артистов большая, театры не хотят отказываться от актёров, которые заняты в постановках. При таком уровне экономики и текущих дел в мире нет средств, чтобы брать новичков на испытательный срок. Вторая причина – чем качественнее театр, тем навыки и компетенции выпускника должны быть выше. Объективно, так было всегда: талантливых артистов не много».
Кстати, все актёры Никитинского театра – выпускники Воронежского института искусств. По поводу уровня подготовки местных выпускников, Борис Алексеев заметил, что важен не вуз, в котором обучался тот или иной артист, а сам человек. Актёры – товар штучный, и это не зависит ни от города, в котором родился, ни от вуза, в котором учился.
История молодой актрисы Воронежского Камерного театра Марии Погорельцевой тому яркий пример. Девушка получила театральную профессию в Саратове, но место для трудоустройства нашла только в Воронеже.
«Мне, можно сказать, повезло, - делится актриса Камерного театра Марина Погорельцева. - Мы, выпускники, все отправили резюме в разные театры, ещё не приезжая лично на прослушивание. Я выслала своё резюме в десять театров… Мне нигде не ответили. Тогда я увидела объявление, что Воронежский Камерный театр набирает артистов, отправила свои фото. Михаил Бычков трудоустроил меня в театр сразу после выпускных экзаменов. Я ещё не успела толком окончить вуз».
«Назрела реформа»
Как рассказала декан Театрального факультета Воронежского института искусств Наталия Поташкина, вчерашние студенты трудоустраиваются в разной степени успешно – всё зависит от их личных стараний. На её памяти, последние выпускники нашли работу в Липецке, Курске, Белгороде. Из 26 человек нынешнего выпуска уже шестеро получили место в Театре юного зрителя.
«Трудоустройство для артиста – сложный процесс, надо найти своего режиссёра, понравиться ему, – объясняет Наталия Поташкина. - Ещё если у человека есть цель и мечта, то он добьётся много. Я не могу сказать, что есть кризис трудоустройства, но найти работу действительно сложно».
Выпускникам театральных факультетов нередко предлагают работу в самодеятельных театрах и культурных центрах Дворцов культуры. Но расстаться с мечтой играть на большой сцене хотят не все.
«Если разбирать Воронежский институт искусств, то очевидно, что назрела реформа, – считает главный режиссёр частного театра «Кот» Алексей Проскуряков. – Педагогическая система неэффективна. Выпускники объективно не востребованы. Самые успешные курсы последних лет – это те, которые были набраны педагогами «извне». Нельзя сказать, что все выпускники Воронежского института плохие. Один играет у нас, и он замечательный. Ещё одного не взяли лишь по причине полной комплектации труппы. Однако, на наш строгий взгляд, с ними нужно ещё очень много работать, в первую очередь ментально. Если копать глубже, то актёры совершенно не знают своих сильных сторон и не умеют продать себя, вузам пора этим обеспокоиться. Надеемся, что новый ректор проведёт реформы. Опять же, подобные проблемы есть не только в Воронеже. Даже в известнейших вузах прекрасные выпуски чередуются с крайне слабыми».
Кроме того, в ближайшие годы ситуация на рынке труда для носителей творческих специальностей может обостриться ещё больше. И причина тому – принятый Госдумой закон, разрешающий бесплатно получить второе высшее образование по «культурной» специальности. Соответствующий законопроект был разработан по поручению Президента РФ Владимира Путина по итогам встречи с мастерами, выпускниками и студентами Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова.
«Обучение поступающих будет осуществляться в рамках установленных контрольных цифр приёма по специальностям и направлениям подготовки высшего образования в области искусств за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета без увеличения объёмов бюджетных ассигнований», – прокомментировала заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова.