Признание в любви – к профессии, людям, природе, Родине, прошлому и настоящему. Всё это известный воронежский фотограф Михаил Вязовой изложил в своей книге «Муза моя, фотография». Презентация прошла в Доме журналистов, а затем – на родном для Михаила Петровича факультете журналистики ВГУ, где он проработал 35 лет. Вместе с именитым фотографом разбираемся, как создаются снимки и почему Воронеж может поменяться за пять лет.
На что обращать внимание
Михаил Вязовой родился 16 января 1947 года в астраханском селе Тумак. Позднее семья перебралась в Чечено-Ингушетию, где наш герой окончил общеобразовательную школу. Дальше была учёба в Грозненском училище культуры, а спустя несколько лет – переезд в Воронеж. С 1971 года он работал фотографом на заводе имени Ленина, затем инженером-фотографом в строительном тресте № 5. Затем – учёба на фотофакультете Заочного народного университета искусств, а в 1979 году – на отделении журналистики филологического факультета Воронежского университета. С конца 1980-х Михаил Петрович преподавал фотожурналистику и фоторекламу на факультете журналистики Воронежского государственного университета.
Но Михаил Вязовой известен не только преподавательской деятельностью, он – фотограф, успевший поработать в ведущих воронежских СМИ и прочно вписавший своё имя на страницы воронежской летописи. В своём архиве он собрал сотни снимков. Фотографирует людей, природу, архитектуру, находит красоту в обыденности. Внушительная часть снимков посвящена Воронежу.
«Городская архитектура как разновидность пейзажного жанра – это второе, на что начинающий фотограф обращает внимание. Сначала дух захватывают проявления природы: восходы и закаты, цветы, поля, реки, – рассказывает Михаил Вязовой. – Известный фотожурналист Василий Песков говорил, что только идиот может плохо сфотографировать красивых женщин и природу.
Истинную красоту надо искать в обыденности. Увидеть красивое в обыкновенных вещах – вот что является проявлением таланта. Это отличает хорошего и опытного фотографа от «чайника».
Архитектура – как застывшая музыка. Эти виды сопровождают человека в течение всей его жизни: где он родился, где учился, где прошло его первое свидание… Дело фотографа все это запечатлеть красиво».
Новый и старый Воронеж
Снимки Михаила Вязового, сделанные в 1970–1990-е годы, хранят дух ушедшего времени. Многого из того, что успел запечатлеть фотограф, уже нет. А многое настолько видоизменилось, что уже и не узнать. Вообще же, по мнению Михаила Петровича, Воронеж меняется слишком быстро.
«Если 2-3 года не был в каком-то микрорайоне, то можешь заблудиться. Оказываешься будто в другом городе, – отмечает Вязовой. – Хорошо гулять по старинному Воронежу. Я всегда любил эти исторические места: мощённые камнем улочки, чугунные ограды, металлические крыши, тронутые ржавчиной, облупившаяся местами штукатурка. Люблю и улицу Освобождения Труда, здесь родился художник Николай Николаевич Ге».
Дороги сердцу фотографа и другие памятные места: Каменный мост, водохранилище, здание ЮВЖД.
«Однажды, гуляя по городу со своей тогда ещё совсем маленькой дочерью, мы проходили мимо высокого, величественного здания ЮВЖД. Тогда дочка спрашивает: «Папа, а что, мы уже в Москву пришли?» Такое большое это здание», – вспоминает Вязовой.
О точке съёмки и не только
Современная архитектура тоже интересна фотографу. Правда, здесь важна точка съёмки.
«Зритель всегда отличит, какой снимок сделан из мышиной норки, а какой с высоты птичьего полёта. И с того, и с другого ракурса открывается совершенно другой взгляд, другой мир. Фотографам в этом очень помогают последние достижения техники: дроны, квадрокоптеры – они открывают новые возможности. И конечно, немаловажную роль в запечатлении архитектуры играет освещение. Новые дома интересны, но их надо снимать с верхней части, где видны леса, а среди этих лесов – кругом стоят дома. Или показывать, какая прекрасная жизнь в новых микрорайонах: белки, которые бегут к рукам, детские площадки…» – объясняет Михаил Вязовой.
Абсолютно точно он уверен в том, что фотографии – это светопись. То есть рисунок светом. И Вязовой всегда стремится к тому, чтобы человек, рассматривая плоский лист бумаги, видел бесконечность.
Справка
Михаил Вязовой – журналист, фотограф, фотокорреспондент ведущих воронежских СМИ. Много лет преподавал на факультете журналистики ВГУ, общий стаж научно-педагогической деятельности – 35 лет. Член Союза журналистов России и Союза фотохудожников России. Участник и призёр российских и международных выставок, конкурсов творческой фотографии.