Новые граффити, памятники, инсталляции нередко появляются на улицах Воронежа. При этом некоторые провокационные явления искусства становятся предметом дискуссий и в скором времени исчезают. А нужны ли арт-объекты городу? С этим вопросом «АиФ-Воронеж» обратился к художникам, чьи работы привлекли внимание горожан. О судьбе арт-объектов и реакции на них местных жителей – в нашем материале.
Объект внимания
Скандальный памятник Аленке из Нововоронежа на слуху теперь у всей страны. Хоть местным жителям он и не понравился, но зато прибавил небольшому городу в Воронежской области популярности. А вот инсталляция воронежского художника Яна Посадского сработала как надо – заставила обратить внимание властей и общественности на проблему и при этом выглядела эстетично. При сносе исторических зданий бывшего хлебозавода №1 в центре Воронежа художник вывел на стене комплекса проекцию со словами: «Выбора нет». На развалинах старинного здания надпись выглядела эффектно. А прошлым летом при реконструкции главной улицы города – проспекта Революции – этот же художник белой краской написал: «Не докапывайся». Таким образом воронежец хотел обратить внимание на идею сохранить брусчатку на главной артерии Воронежа и сделать улицу пешеходной. Стоит ли говорить, что через пару дней надпись вместе с оголившейся брусчаткой закатали в асфальт.
Другие арт-объекты в Воронеже не столь социальны, но и те воспринимаются в диковинку. Воронежский художник Денис Копытов создал портрет американского бизнесмена и промышленного дизайнера Стива Джобса из 498 iPhone. Арт-объект украсил салон по ремонту электроники на улице Никитинской. 26-летний художник отметил, что сначала он хотел просто сделать вывеску с названием салона, но решил скреативить.
«Заказчики захотели сделать что-то интересное из накопившегося материала, – рассказывает Денис. - Совместными раздумьями решили создать мастера iPhone Стива Джобса»,
На работу у художника ушел месяц. Подобного арт-объекта в Воронеже нет.
Долго не живут
Мозаика художницы Татьяны Федечкиной с изображением рок-певца Дэвида Боуи не просуществовала и полугода. Работа стала жертвой капремонта.
«Идея создать пришла спонтанно,– объясняет художница. – С другом мы часто проходили мимо той стены, где в будущем был изображен портрет (улица Театральная, 21). Видели обшарпанный кусок стены – она очень некрасиво смотрелась на советском здании в стиле ампир».
На этом месте появился мозаичный портрет в нежно-розовых тонах, под цвет здания. С момента идеи до ее воплощения прошел примерно месяц. Работу художница выполняла в мастерской, а потом просто наклеила на здание. Делала она это ночью, чтоб никто не мешал.
«Прошло совсем немного времени, и мы заметили, что на задней части здания расположены леса – близился капитальный ремонт. Тогда мы договорились с рабочими и жителями дома о том, чтобы сохранить Дэвида Боуи на своем месте. Во время капитального ремонта вокруг портрета была сделана красивая рамочка, чтобы он не выбивался из экстерьера здания», – отмечает художница.
Но в результате, как только капитальный ремонт был полностью завершен, выяснилось, что на генеральном плане на месте портрета была входная дверь. Жильцы дома и сами об этом забыли, ведь прошло уже 30 лет. К установке двери приступили уже после капремонта, испортив внешний вид здания и разрушив мозаику.
Сначала место было обтянуто фасадной сеткой, и художница ничего не видела, а когда стало ясно, что дела плохи, обнаружила на месте портрета три кубометра кирпичей.
«Мы их собрали, и из кусочков я восстановила портрет. На это ушло примерно полгода. Сейчас он находится в моей мастерской», - добавляет героиня.
Теперь работу можно назвать арт-объектом, считает Татьяна. Ведь он, собранный заново из кусков кирпича, – живой ответ на вопрос: «А нужен ли Воронежу стрит-арт»?
«Даже если люди поддерживают твои работы и говорят, что им нравится, это не несет большого значения в нашем городе. Занимаясь стрит-артам, нужно быть готовым к тому, что работы проживут не долго, – рассказала Татьяна. – Теперь я понимаю, что в нашем городе такой проект может существовать только в парке или свободной среде, где он никому не будет мешать».
Татьяна сделала еще одну мозаику на Чернавской дамбе, и там она держится уже пять лет. Картинка с изображением бабочек выложена керамической плиткой, украшена зеркальными кусочками, в которых отражается небо. Несмотря на то, что на дамбе был проведен ремонт, арт-объект не тронули.
«Хотелось бы не восстанавливать старые работы, не воевать за них, а заниматься новыми проектами, – говорит Татьяна. – Когда люди видят наши работы, это стимулирует воронежских художников».