Примерное время чтения: 8 минут
2703

Авторскую песню рано хоронить. Музыкант из Воронежа — о современных бардах

По словам Андрея Бобровникова, сцена помогает быть в тонусе.
По словам Андрея Бобровникова, сцена помогает быть в тонусе. / Александр Чанский / Из личного архива

В преддверии Международного дня авторской песни, который отмечается 22 декабря, «АиФ-Воронеж» поговорил с местным музыкантом Андреем Бобровниковым. Автор-исполнитель рассказал, кто такие современные барды, как изменилась и почему до сих пор актуальна авторская песня.

Люди с гитарами

Валерий Чирков, «АиФ-Воронеж»: Андрей, какими были барды в прошлом? Чем они отличаются от современных?

Андрей Бобровников: В массовом понимании бард — это человек с гитарой, который любит туристические слеты, поет песни про палатки, дружбу, про то, как «над костром пролетает снежинка». Классические поэты-песенники появились в шестидесятые годы XX века. Тогда было модно ходить в походы, и это породило культуру туристической песни. Она сразу стала популярной, потому что в этих произведениях высказывается свободная социальная мысль. Современные барды — идейные потомки тех людей с гитарами из шестидесятых. Они любят собраться на каком-нибудь фестивале авторской песни и петь под аккомпанемент гитары, сидя у костра рядом с палаткой.

- Есть мнение, что бард – это, прежде всего, музыкант-любитель, который исполняет под гитару стихи собственного сочинения. Это так или нет?

- Да, в массовом сознании это действительно стихи, исполненные под музыку. Упор в авторской песне делается на текст, поиск новых смыслов, рифм и форм. Поэтому на фестивале жюри будет прежде всего оценивать текстовую составляющую. Текст в русской авторской песне первичен, поэтому искусство аккомпанемента – это уже личные запросы исполнителя, а не направления в целом. К примеру, у Булата Окуджавы гитарный аккомпанемент был номинальным, он просто обозначал, что это песенная форма.

Но барды это не только любители. Среди исполнителей авторской песни огромное количество профессиональных музыкантов, которые дают стихам красивое обрамление и не ограничиваются одним лишь музыкальным аккомпанементом.

Развенчиваем стереотипы

- Укоренившийся образ барда — бородатый мужчина в очках, в свитере и с гитарой. Откуда пошел этот стереотип?

- Среди бардов было много профессиональных туристов, альпинистов, геологов и других мужественных людей, которые жили и работали в тундре, тайге, горах. Свитера они носили, потому что в них тепло. Борода, как неотъемлемый атрибут, появилась, поскольку в походе не всегда можно побриться.

- Есть миф о том, что барды не умеют настраивать гитары. Давайте с этим разберемся.

- В советское время гитары были проще, в магазинах их было значительно меньше, чем сейчас, и качество игры сильно зависело от погоды. Поэтому и возник стереотип о том, что барды не умеют настраивать гитары. Кроме того, приобрести новую гитару для большинства любителей авторской песни было весьма сложно, поэтому играли на том, что есть. А сейчас можно зайти в магазин и купить недорогой инструмент, который и играть будет неплохо и который не жалко взять с собой в поход. А с появлением огромного количества тюнеров никто не будет играть, предварительно не настроив инструмент.

- Устоявшийся образ барда — мужчина или женщина в возрасте, исполняющие песни на стихи Владимира Высоцкого, Александра Дольского, Юлия Кима, Новеллы Матвеевой. Как он изменился с течением времени, есть ли молодежь в авторской песне?

- Я сразу отвечу, что молодежь среди бардов — явление достаточно редкое. В моем понимании человеку до 30 лет просто не о чем писать. Авторы с хорошими текстами и сформировавшимся мнением – это не 17-летние юноши. Да, есть гениальные поэты, которые раскрывались в 17 лет, но это чрезвычайная редкость. Из авторов «новой волны» могу привести примеры творчества Алексея Вдовина, Павла Пиковского, Дмитрия Вагина, Павла Фахртдинова, девушек из группы «Твоя дивизия». Надо сказать, что молодые исполнители авторской песни начали обращать внимание на сценический образ. Кроме того, у ребят, которых я перечислил, присутствует экспрессивность в подаче материала, они пытаются так донести мысль. Они выходят на сцену, чтобы показать перфоманс. Хоть такая подача отличается от выступления классического барда, я считаю, что это тоже авторская песня.

До пандемии концерты были регулярными

- Говорят, что авторская песня умерла. Так ли это?

- У нас в стране, да и не только, очень любят периодически хоронить какой-нибудь музыкальный жанр. Я считаю, что ни один еще не умер. Просто он ушел из мейнстрима, перестал быть на слуху. Так в 90-е годы был бум русского рока. Потом русский рок со стадионов ушел. Пришла новая волна в лице Земфиры, Би-2. Потом стал популярен русский рэп, группы «Центр», «Каста». Сейчас и рок, и рэп продолжают жить несмотря на то, что пик их популярности прошел. Также живет и здравствует авторская песня. До пандемии коронавируса практически каждый день были концерты бардовской песни. Музыканты выступали, музыка звучала, публика аплодировала. Умерла авторская песня? Думаю, что нет.

- Русский рок и бардовская песня идут в одной связке?

- В Советском Союзе рок-н-ролл был популярен. Но со временем оказалось, что западная рок-н-рольная культура сложно адаптируется к нашей действительности. Поэтому люди начали писать тексты на русском языке и обратились к творчеству советских поэтов-песенников. Если внимательно послушать программу Бориса Гребенщикова «Аэростат», почитать книги Андрея Макаревича, послушать интервью Юрия Шевчука, окажется, что у всех кумирами были исполнители авторской песни.

- В чем отличие бардовской песни от поп или рэп-музыки?

- Авторская песня несет в себе законченную мысль, в отличие от произведений поп-культуры, где текст часто выполняет обслуживающую роль. Условный современный поп или рэп-исполнитель поет о том, сколько он заработал денег, какую купил машину, с какими девушками познакомился. В авторской песне смысловая палитра гораздо шире. Есть любовная лирика, тексты о гражданских проблемах, месте человека в социуме. Например, для меня Юрий Шевчук — авторская песня. Он выступал на Грушинском фестивале и пел ту часть своего репертуара, которую можно назвать бардовской песней. Условно, если убрать сопровождающий его коллектив, останется человек в очках с бородой, который играет на гитаре, обсуждает в своих песнях социально значимые темы и выражает свою гражданскую позицию. Юрий Шевчук с нами очень давно, но до сих пор может многое сказать своей музыкой.

Как заработать, если ты бард

- Андрей, музыка – это ваша основная работа или есть какой-то иной способ заработка?

- Моя основная работа — культорганизатор в культурно-досуговом центре «Левобережье». До карантина выступления на концертах и фестивалях были хорошим способом дополнительного заработка. Кроме того, сцена помогала мне быть в тонусе. Ведь на основной работе я веду крупные мероприятия, где нужно говорить несколько часов подряд и постоянно быть в центре внимания. Сейчас концертов нет. Только весной 2020 года пришлось отменить несколько выступлений. Я сыграл несколько онлайн-эфиров, но это скорее возможность напомнить людям, что я продолжаю писать песни и играть.

- Чтобы стать хорошим автором-исполнителем, своя студия обязательна, или достаточно компьютера дома?

- При должном старании можно записывать качественную музыку самостоятельно. К примеру, исполнитель Нейромонах Феофан записывал биты, приходил в студию и играл на балалайке под свои же записи. И получалось весьма качественно. Сейчас вполне можно собрать мини-студию дома за сравнительно небольшие деньги. Но если заниматься авторской песней серьезно, рано или поздно потребуются профессиональная студия записи, звукооператор и звукорежиссер. Люди, которые считаются музыкантами высокого класса и при этом сами работают со звуком — большая редкость.

Играть и петь никогда не поздно

- Вы считаете себя бардом?

- Мое творчество можно отнести к бард-року. Но отмечу, что авторская музыка – это прежде всего свобода. Сегодня ты играешь рок, завтра у тебя лирическое настроение. За окном идет снег, и ты пишешь об этом лирическую песню. На мой взгляд, вешать какие-то ярлыки не совсем уместно. Границы жанра очень размыты. Например, мы с ребятами выпустили альбом «Моя морская» — запись песен, которые я написал, работая вожатым в Артеке. Считаю, что это альбом, где преобладает рок-музыка.

- О чем должен петь современный автор-исполнитель, и когда петь уже поздно?

- Петь никогда не поздно. Я, например, начал играть в 14 лет, писать тексты к песням в 18, но всерьез заниматься музыкой только после 2015 года. Вся красота авторской песни в том, что можно петь обо всем, хоть об исторических событиях в России 17 века, хоть о том, как чудесно прошел выходной день. Однажды на фестивале девочка спела, как здорово выпить чаю с молоком и с пирогом. Главное, чтобы через весь текст красной нитью пролегла идея. Мне нравится цитата Эдит Пиаф о том, что даже телефонный справочник можно спеть так, что люди будут плакать.

- Каких почтенных поэтов-песенников рекомендуете послушать молодежи?

- В первую очередь надо слушать Владимира Высоцкого, Юрия Визбора. Кстати, его дочь Варвара делает интересные аранжировки на песни отца. Очень люблю Новеллу Матвееву, Владимира Ланцберга, Булата Окуджаву, Михаила Щербакова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах