В Международный день балалайки «АиФ-Воронеж» пообщался с воронежскими балалаечниками, которые рассказали о возможностях инструмента, концертной деятельности и о том, почему народная музыка по-прежнему популярна.
Играет на балалайке, делает жалейки
Музыкант воронежского русского народного хора имени Массалитинова Владимир Берназ – балалаечник уже в третьем поколении. Родом он из Пензенской области. Его дед Тимофей был музыкантом самоучкой. Сам научился играть на балалайке и дочь научил. А потом и Владимир проникся любовью к музыке.
«Я на балалайке играю с восьмого класса. Начал на гитаре, но мой наставник уговорил меня поменять инструмент. Сказал: если научишься играть на балалайке, на гитаре обязательно сыграешь. Помню, как дед мой играл «Барыню» – никто так не сыграет», – вспоминает музыкант.
По словам Владимира, возможности этого народного инструмента огромные.
«Я когда выпускной экзамен сдавал, играл «Венгерскую рапсодию» Ференца Листа. А если ты Листа сыграешь на балалайке, то после никакое сложное произведение не испугает. Но заниматься нужно каждый день не менее трех часов. Выходных здесь нет. Впрочем, это касается игры на любом музыкальном инструменте», – говорит Владимир.
А еще Владимир мастерит жалейки – духовой русский народный инструмент. Использует коровий рог, трубочку и пищик (элемент, который в жалейке издает звук). Говорит, что в этот деле он самоучка, как и дед. На жалейке Владимир иногда играет во время концертов – такие музыкальные вставки очень оживляют выступление.
«Так и тянет плясать»
На логотипе воронежского русского народного хора имени Массалитинова изображена балалайка-контрабас. Автор изображения – музыкант хора Леонид Соломатин. В оркестре 17 человек. Пять балалаечников, четыре баяниста, гобой, флейта и домры. И, конечно, артисты хоровой группы и балета. Руководитель Вячеслав Помельников баянист, также играет на фортепиано. Репертуар у коллектива обширный.
Балалайку знают во всем мире
Руководитель ансамбля русской народной музыки, песни и танца «Балалайка» воронежской Филармонии Юрий Иванов начал играть на этом музыкальном инструменте еще в школе. Это решение определило всю его дальнейшую жизнь. Сейчас руководит коллективом, где шесть инструменталистов, два солиста-вокалиста и танцевальная пара. Играют в ансамбле две балалайки-примы, альт, контрабас, баян и ударные инструменты.
Мы поинтересовались, можно ли на балалайке играть сложные произведения.
«Конечно. В репертуаре балалаечников много академический произведений. Этот инструмент позволяет исполнять музыку композиторов Баха, Моцарта, Генделя, Римского-Корсакова. В ансамбле, который я представляю, идет традиционная звуковая подача. Это значит, что мы играем без подзвучки. Я вообще сторонник живой музыки и считаю, что народные композиции по-прежнему востребованы. И балалайка сама по себе очень популярна. Не только в России, но и в мире. В Соединенных штатах, например, даже есть «Американская ассоциация балалайки и домры», – говорит Юрий Иванов.
На концертах всегда много зрителей
«Есть такой социокультурный проект Воронежской филармонии - «Музыкальный гид». Мы ездим с концертами по селам области, выступаем в домах культуры, участвуем в фестивалях. У нас есть грузовик со смонтированной в кузове площадкой для выступления, на тот случай, если в селе нет сцены. Мы участвовали в международных фестивалях в Японии, Израиле, Мексике, Италия, Германия. Хочу подчеркнуть, что на концертах народной музыки много зрителей, как у нас, так и за рубежом», – говорит музыкант.
На вопрос, как повысить популярность народного инструмента и заинтересовать народной музыкой молодежь, Юрий Иванов отвечает: «Есть своего рода затишье в народной музыке. Сейчас более популярен джаз. К примеру, на фестиваль «Джазовая провинция» всегда приходит много людей. На музыкальных концертах Платоновского фестиваля тоже от зрителей не протолкнуться. Вообще, чтобы что-то сделать популярным, об этом нужно много говорить. К примеру, где на центральном телевидении программы о народных инструментах, концерты народной музыки?»
Хотя ансамбль «Балалайка» играет в основном переложения авторских произведений, русские мелодии и народные песни в осовремененном варианте, он считает, что синтез народной музыки с другими жанрами уместен, особенно в качественном исполнении.