Известного воронежского скульптора, народного художника России Ивана Павловича Дикунова не стало 25 марта. Отец культовых городских памятников Пятницкому, Платонову, Пушкину, трогательной собачке Белый Бим Черное ухо и многих других скульптур скончался на 81-м году жизни. До своего Дня рождения маэстро не дожил три недели. Прощание со скульптором проходило в выставочном зале на Кирова, 8. Именно здесь за несколько дней до смерти народного художника открылась их совместная с супругой Эльзой Пак ретроспективная выставка.
«АиФ-Воронеж» подробнее рассказывает о творениях именитого скульптора.
Память о российском искусстве
Памятник российскому музыканту, исполнителю и собирателю русских народных песен, основателю впоследствии знаменитого русского народного хора Митрофану Ефимовичу Пятницкому установлен недалеко от Дома офицеров на проспекте Революции. Памятник представляет собой бюст, который установлен на круглой колонне и низкой гранитной дуге. На полукруге красного карельского гранита находятся музыкальные инструменты, выполненные из бронзы — гармонь и балалайка.
За гранитным полукругом посажены берёзы. Они символизируют хористок из хора Пятницкого и красиво обрамляют ландшафтную композицию сквера. Летом можно заметить, как у памятника Пятницкому воронежцы собираются поиграть в шахматы — такая картина наблюдается уже не первый год.
Кстати сказать, Митрофан Ефимович Пятницкий родился в селе Александровка бывшего Боборовского уезда (ныне Таловского района) Воронежской области. Памятник Пятницкому был установлен в 1988 году.
Вторым, но не по значимости является памятник писателю и земляку Андрею Платновичу Платонову, который воронежцы и гости города могут видеть в сквере перед «красным» корпусом Воронежского государственного университета, на проспекте Революции, 24. Памятник был открыт 11 сентября 1999 года в год столетия со дня рождения писателя. Авторами скульптуры стал не только сам маэстро Дикунов, но и его супруга Эльза Пак.
Андрей Платонов на памятнике представлен шагающим по городу в развевающемся от ветра пальто. На левом пилоне начертано его имя, на правом — фраза «…А без меня народ неполный», взятая из рассказа «Старый механик».
В 2011 году основание памятника было отремонтировано в преддверии юбилея города, а местность вокруг памятника была облагорожена.
В том же 1999 году был открыт еще один памятник авторства Дикунова — Александру Сергеевичу Пушкину. Монумент открыли 6 июня, в 200-й день рождения поэта. Постамент памятника выполнен в виде беседки. Белые колонны удерживают собой в тон белоснежный полукупол. Вокруг беседки находится белая ограда, фонари которой выполнены в стиле пушкинской эпохи. Сам бронзовый бюст Пушкина с накинутым плащом находится на невысокой колонне. На памятнике высечены слова поэта: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал».
Визитные карточки
Одна из самых популярных скульптур Воронежа — памятник собаке по имени Белый Бим Черное ухо — герою одноименной повести советского писателя Гавриила Троепольского. Скульптура установлена на площадке перед Воронежским театром кукол «Шут», на проспекте Революции,50.
Памятник собаке выполнен из нержавеющего металла и отлит в натуральную величину. Правое ухо и одна из лап созданы из бронзы. Пёс сидит прямо на земле, терпеливо ожидая возвращения своего хозяина. На ошейнике выгравировано его имя.
Примечательно, что идея создания памятника возникла еще в середине 1980-х годов. А работу над памятником скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак начали в 1985 году и создавали его на свои средства. В итоге на своем привычном месте памятник находится с 1998 года.
В начале 2003 года злоумышленники попытались отрезать ухо скульптуры, поломали детали крепления, и ухо потребовалось снять для реставрации. А через день кто-то проявил сострадание и перебинтовал пострадавшую голову Бима.
Кроме того, Дикунов создавал серии скульптур для парка «Орленок» в 1974-1976 годах. В том числе, недавно отреставрированный памятник мальчику с горном на коне. Скульптура разместилась у самого входа – теперь эта визитная карточка недавно обновленного парка «Орленок», она встречает посетителей.
Есть у Дикунова и Эльзы Пак и работы на религиозную тематику. Так, у Благовещенского собора установлен памятник первому епископу и Воронежскому святителю Митрофану. Монумент был открыт в 2003 году. Он расположен на территории Первомайского сада рядом с Благовещенским собором.
Также Иван Дикунов известен работами для театра Драмы имени А. В. Кольцова, Дворца детей и юношества, музея-усадьбы Д. В. Веневитинова.
Стоит сказать, что продолжателями дела отца стали его сыновья. Так, Максим Иванович Дикунов является автором культового памятника с названием «Котенок с улицы Лизюкова». Трогательный герой известного советского мультфильма расположен на улице Лизюкова,4.
А другие известные работы Дикунова-младшего — это памятник актеру, поэту и певцу Владимиру Высоцкому и писателю Самулу Маршаку. Скульптура Высоцкого появилась в Воронеже в 2009 году, она находится на пешеходном отрезке улицы Карла Маркса недалеко от Института физкультуры. А монумент Маршаку открыт в 2015 году на улице Карла Маркса,76.
Идеи, которые не удалось реализовать
Историк, автор популярных «Прогулок с историком» и проекта «Заповедный Воронеж» Владимир Размустов отметил, что вклад Дикуновых в культурный облик города, поистине, огромен.
«Каждый раз когда мы подходим на моих авторских «прогулках» к этим памятникам, говорю воронежцам и гостям столицы Черноземья, что нашему городу крупно повезло - не каждый миллионник имеет целую семью скульпторов-монументалистов, может это вообще уникально. Старшее поколение семьи - это Иван Дикунов и Эльза Пак. Их произведения знаковые в городе, оригинальные, запоминающиеся, выразительные. Отлично вписаны в городскую среду и «держат» на себе общественное пространство. Это еще и туристическая привлекательность города, его «изюминка». Символы Воронежа, что, кстати, постоянно копируется на всевозможной сувенирной продукции» - рассказал Владимир Размустов.
По его словам, у мастера осталась еще одна нереализованная идея. Воронеж имеет богатую историю, но сильно пострадал в годы войны. Иван Дикунов предлагал компенсировать это городскими скульптурами, композициями и арт-объектами, они бы стали иллюстрациями выдающихся страниц истории города.
«Планировалось начать с того что Воронеж — это форпост, первая русская крепость построенная в конце 16 века, а затем к 17 веку на нее «наросла» цепь крепостей называемая «Белгородской чертой». Но нет ни памятного знака на месте основания крепости Воронеж, жители региона не знают, откуда пошел город, нет памятника основателям города воеводам Сабурову, Биркину и Судакову-Мясному», - объяснил Размустов.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.