aif.ru counter
205

«Из меня не делали вундеркинда». Максим Венгеров о музыкальном воспитании

Все материалы сюжета Платоновский фестиваль искусств

Известный скрипач и композитор Максим Венгеров рассказал «АиФ-Воронеж» о романе между музыкантом и его инструментом, воспитании детей и смешении стилей в музыке.

10 июня в Воронежском театре оперы и балета выступил известный российский и израильский скрипач, дирижёр, дважды лауреат премии «Грэмми» Максим Венгеров. В качестве солиста и дирижёра музыкант исполнил три произведения Моцарта – Concertone для двух скрипок, Концерт №5 для скрипки с оркестром и Симфонию №41 «Юпитер».

Перед концертом Максим Венгеров успел встретиться с журналистами. «АиФ-Воронеж» собрал наиболее яркие цитаты музыканта.

«Мне всегда везло с соседями, может быть, поэтому я и стал музыкантом»

О наградах

«Первую премию я получил в пять лет на новосибирском региональном конкурсе, где соревновался с прекрасными скрипачами. Всякий раз, когда меня награждали, премия меня к чему-то обязывала. Всегда хотелось её оправдать». 

О композиторах и исполнителях

«Есть много примеров, когда композитор пишет сочинение под определенного солиста и думает, как бы он исполнил это сочинение. Если не было бы Башмета, то не было бы такого репертуара для альта. То же самое и с Ростроповичем. Более 200 произведений было написано для маэстро – только для виолончели. А для меня один из ярких концертов написал Родион Щедрин».

О музыкальном воспитании

«Я начал своё обучение у Галины Степановны Турчаниновой. Позже познакомился с легендарным педагогом Захаром Нухимовичем Броном. Он меня послушал, похвалил и сказал: «У меня для тебя есть предложение, дорогой друг. Хочешь сыграть с Госоркестром в Москве?». Я ответил, что хочу. Тогда он сказал, что за десять дней я должен выучить концерт Паганини №1 с труднейшей каденцией Эмиля Соре. Я ответил: «Конечно, нет проблем». Я занимался всю ночь и весь день. Соседи тогда ничего не сказали. Мне всегда везло с соседями. Может быть, поэтому я и стал музыкантом. 

На следующий день я прихожу на занятие и ставлю ноты. А Брон говорит: «Дорогой друг, мне кажется, ты недостаточно талантлив, раз принес мне концерт не наизусть». Пришлось учить наизусть сразу. Но эта закалка стимулировала меня сразу воспринимать музыку профессионально. Полное погружение в музыку – это то, чему меня учили великие педагоги. Вся критика воспринималась мною адекватно, я прислушивался к ней. Из меня не делали вундеркинда, музыкальное чудо. Было все довольно приземленно и правильно. Так что о звездной болезни и речи не было».

О воспитании детей-музыкантов

«Мы с супругой так для себя решили – хорошо, если наши дети станут музыкантами, но это совсем необязательно. Главное, чтобы они музицировали и получали огромную радость от этого. Не всегда ребёнку хочется заниматься, нужна определенная выдержка и концентрация, совершенно не естественная для детей. Но дисциплина – это неотъемлемая часть музыкального образования. В общепринятом понимании музыкант – это витающий в облаках человек, но на самом деле – это единственная профессия, которую нужно осваивать с четырех - пяти лет. 

Помню, старшая дочь сидит и плачет за роялем. Я говорю: «Нет, за роялем мы не будем ничего обсуждать. Ты выйди, сядем на диван и поговорим. А за роялем будет только одно удовольствие».

Нужно охранять музыку от негатива. Отношения с музыкой должны быть чистейшими. И тогда у ребенка уже во взрослом возрасте будет правильный рефлекс – вышел на сцену и получаешь удовольствие!»

О смешанных стилях

«В музыке есть отвлекающие факторы. Один из них – это смешение стилей. Сколько у меня не было возможностей туда нырнуть, я никогда себе этого не позволял. Потому что смешение стилей в музыке для меня неприемлемо. Иногда музыка Моцарта и Баха воспринимается как что-то такое устаревшее, хочется чего-то новенького, но я выступаю за чистоту. Хочется надеяться, что мы будем двигаться по направлению к новой музыке, что появятся новые Шостаковичи, Моцарты, Прокофьевы».

О дирижировании

«Оркестр для дирижера – это его инструмент. Дирижер должен иметь определенное количество опыта и знаний, прежде чем встать за пульт, иначе он не сможет соединить все струны этого инструменты. Для этого нужна великолепная техника, которой дирижер владеет в совершенстве. Поэтому я и начал обучение у маэстро Юрия Симонова – ученика Рабиновича. Мне хотелось не упустить этот шанс – поучиться у гениального мастера. 

Каждый раз для меня одно и то же произведение - открытие при работе с разными оркестрами и дирижерами. Знания и опыт дирижерский приносят мне большую пользу как скрипачу. Это совсем другой уровень общения с музыкой».

Об инструменте

«Мой инструмент имеет легендарную историю. На нём играл выдающийся французский скрипач – Рудольф Крейцер. Я играю на нём уже более 20 лет. Инструмент – это моя партнёрша. Моя супруга знает об этом и не ревнует. С инструментом должен быть роман. Бывает, что инструмент и музыкант великолепные, но они не сходятся характерами». 

О Платоновском фестивале

«Платоновский фестиваль широко известен за рубежом. Я недавно играл в Карнеги-холл, и один американец спросил меня о дальнейших планах. Я сказал, что буду играть на Платоновском фестивале, на что он ответил: «Ой, замечательно. Я бы хотел посетить этот великолепный фестиваль». У вас прекрасные солисты и оркестры, замечательная публика – есть всё, чтобы фестиваль продолжал успешно существовать. Надеюсь, что ещё больше людей будут приезжать из-за рубежа. Мы вас любим!»




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как отметят День открытых дверей в аэропорту Воронежа? Программа праздника
  2. Почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?
  3. Когда в Воронеже отключат горячую воду? График на август
  4. Как выбрать спелый арбуз?
  5. Как отдыхаем в 2020 году? Календарь выходных и праздничных дней