8 июня в рамках Платоновского фестиваля искусств прошёл главный опен-эйр лета – концерт «Музыка мира» в карьере Белый Колодец.
В этом году его посетили 3700 человек, на сцене на берегу озера выступили три музыкальных коллектива: белорусский Naviband, Мэнни Уолтерс из ЮАР и Эйвор с Фаррерских островов. Фолк и джазовые мотивы, воздушные шары в небе, танцы и фееричный салют – «Музыка мира» запомнится воронежцам надолго.
Соединиться с природой
Открыл фестиваль Naviband из Беларуси песней «Вдаль», молодые музыканты уже успели посотрудничать с Евгением Гришковцом: «Он был со спектаклем в Гомеле и пришёл в бар выпить кофе… В бар, говорю, кофе! Ну ладно, пусть будет кофе. Мы познакомились и записали песню «Колыбельная».
Потом было написание музыки к спектаклю, который идёт сейчас в МХТ имени Чехова: «Нам позвонил Евгений: «У меня есть классный спектакль, не могу найти к нему музыку. Может, вы попробуете, и у вас что-то родится, когда вы прочтёте?». Прочли сценарий, у нас родилась музыка, прислали ему, он сказал: «Это оно!» Это было так здорово, мы сходили три раза на спектакль, посмотрели все актёров в двух составах, спектакль классный! «Весы» называется».
В 2017 году Naviband представлял Беларусь на «Евровидении»: «Нам было важно сказать, что у нас есть свой язык, выйти в финал. Теперь у нас концерты в Европе и очень много слушателей. Процентов 70 зрителей, которые приходят к нам в Польше и Чехии – это люди, которые не знают ни русского, ни белорусского».
Музыканты признаются, что на «Музыку мира» приготовили специальную программу – чтобы соединиться с природой и показать себя.
- В Европе вы поёте на английском языке?
- На белорусском и русском. У нас есть слушательница из Швеции, которая учит русский и белорусский по нашим песням, пишет нам письма: «Привет, Ксюша и Артём!» И таких историй по Европе хватает.
- Вы всегда интересовались фольклором?
- Мои родители играли в театре при университете на белорусской мове, там было много песен, у Артёма тоже была классная преподаватель. Мы чувствуем от фольклора силу, балдеем и кайфуем от этого! Мы свободные в творчестве.
- У вас есть какой-то ритуал перед концертом, чтобы настроиться?
- Мы просто обнимаемся все группой, это обязательно. И даже когда концерт задерживается, объятья тоже задерживаются. Если какой-то музыкант еще где-то бегает, мы его ждём. Это важно – соединиться, посмотреть друг другу в глаза, сказать «Поехали!»
Впервые в России
Следующим на сцену вышел Мэнни Уолтерс из ЮАР – артист впервые приехал в Россию, и дорога в Воронеж была самым долгим путешествием в его жизни: «Я провёл в пути 26 часов. Очень устал, но в Воронеже сразу почувствовал себя как дома – он напомнил студенческие города, в которых я бывал в Южной Африке. Москва прекрасна, но в аэропорту было напряженно, в Воронеже гораздо лучше».
Мэнни признался, что в родном Кейптауне и в Йоханнесбурге есть похожие на «Белый колодец» площадки на природе, но чтобы вокруг и горы, и озеро – такое впервые! Также впервые и выступление перед публикой, которая абсолютно не знакома с его творчеством.
- Мэнни, чем вас заинтересовал блюз?
- В моей стране есть огромная культура блюза, целый пласт людей, которые выросли на этой культуре. Я себя никогда как блюзового музыканта не воспринимал, но какая-то часть моей музыкальной культуры связана с этим. Мне кажется, в музыке, которую я играю, много и джаза, и регги, и фанка. Блюзовая эстетика слышна за счёт тембра моего голоса.
- Как вы пришли к музыке?
- Я учился на юриста, мой отец тоже юрист. Я пришёл домой, сдал экзамены и сказал: «Я не буду этим заниматься». Но потом всё-таки окончил университет по специальности «английский и психология» и начал писать стихи, смотреть, как играют другие группы и думать: «У меня может лучше получиться». Я пел где-то с 15 лет – купил недорогую гитару, выучил несколько песен и начал петь каверы. Потом стал писать свою музыку. Это было около 12 лет назад.
- Вы начинали с уличных выступлений? Когда перешли на большие площадки?
- В нашей стране нет культуры выступлений на улицах, как в Европе. В течение многих лет я играл в закрытых помещениях – в кафе, книжных магазинах, ресторанах. Потом люди стали приходить на концерты снова. Я стал играть в клубах – громче, больше.
- О чём вы обычно поёте?
- Это размышления о жизни, дружбе, семье, воспитании, социальном неравенстве и о том, как ты растёшь. Это то, в чём каждый человек может найти себя.
Хедлайнер опен-эйра
Хедлайнером «Музыки мира-2019» стала Эйвор с Фарерских островов, за её плечами уже 13 альбомов и работа с голливудскими фильмами и сериалами – «Аббатство Даунтон», «Последнее королевство» и «Молчание» Мартина Скорсезе.
Эйвор уже была несколько раз в России, но признаётся, что эта поездка – лучшая: «Тут очень жарко и очень красиво, просто необыкновенно. Люди такие тёплые, добрые».
- Эйвор, как вы думаете, почему в России любят вашу музыку?
- Мне это тоже удивительно, я с другой части мира, и для меня быть здесь довольно экзотично и удивительно. Но я нахожу параллели - вот ребята только что пели (Naviband – ред.) и я в их музыке нашла какие-то ноты, которые пересекаются с тем, что у нас происходит. Может быть, всё дело в том, что есть какой-то тонкий баланс экзотики и сходства, который даёт этот интерес.
- Когда вы начали работать в киноиндустрии? Где мы вас услышим в ближайшее время?
- Около четырёх лет назад. Сейчас работаю с сериалом «Последнее королевство», он набирает популярность и снимаются всё новые сезоны, так что я очень занята. Через две недели я еду в США и там буду писать музыку с разными композиторами, которые пишут для фильмов. Не знаю, попадёт ли то, что я напишу, в фильм.
- А какой жанр в кино любите вы?
- Я люблю научную фантастику и романтические фильмы. Идеальное сочетание – это «Пятый элемент», «Звёздные войны».
- Вас часто называют фарерской Бьорк, вы знакомы с ней лично?
- Я жила в Исландии и изучала там классический вокал. На какие-то вечеринки приходишь, а там Бьорк. Конечно, она меня восхищает. Не очень понимаю, почему меня называют фарерской Бьорк, но я понимаю, что людям нужно сравнивать.
- Музыкальные критики находят в вашем творчестве много мистического. А вы вкладываете это в свои песни?
- Возможно, это часть того места, откуда я. Там зимой темно, очень дикое пространство, но при этом очень тёплое и доброе. И я в музыке пытаюсь совмещать дикую составляющую и нежность. Может, от этого такое таинственное ощущение.