Четыре сыночка и лапочка дочка. Многодетная мама о секретах воспитания

Все дети - совершенно разные, у каждого свой характер, свои таланты и способности. © / Ирина Кугляк / Из личного архивa

Ирине Кругляк чуть за сорок, лёгкие морщинки на её лице сопровождают чуть лукавую улыбку. Она много жестикулирует, будто пытается не только рассказать, но и показать всё, что у неё на душе.

   
   

Когда к Ирине подходят с вопросами её дети, то она даже для короткой фразы «я сейчас занята» обращается к ним не просто взглядом, а всем своим существом. Детей у Ирины пять: от трёх до четырнадцати лет – четыре сына и одна дочь. В преддверии Дня матери мы говорим с ней о том, что самое главное в родительстве.

Больше общения

- Ирина, как вы решились на пятерых детей?

- Изначально мы с мужем планировали, что у нас будет два ребенка, не больше. Когда появился второй сын, казалось, что нам невыносимо тяжело. Но это был такой отдельный захватывающий космос… Невозможно представить, что его могло не быть. Да, беременность может не вписываться в планы. Но момент зачатия – это уже диалог матери с ребёнком, и, если вы на этом духовном уровне договорились, то проработка всех остальных вопросов и страхов – это просто время, которое тебе нужно, чтобы принять новость.

Я из гиперопекающих матерей. Если бы у меня был один ребёнок, и вся моя любовь распространилась только на него, то он бы, наверное, вырос невротиком. Поэтому, думаю, лично мне пришло свыше такое количество детей. Причём, все они совершенно разные и каждый учит меня чему-то своему. А потом, может, это банально, но, по сути, верно: «даст Бог ребёнка, даст и на ребёнка». Это даже не в материальном плане, а плане эмоциональном и физическом.

- Можете поделиться лайфаками, как справляться со всеми детьми?

- У нас свой дом, поэтому летом дети практически живут на улице. Ходят в гости к соседским ребятам или приходят все вместе к нам, что очень важно. Во дворе ягода, огромная детская площадка, которую мы построили. Когда тепло, дети ставят палатку и периодически там ночуют, вообще не заходят домой. Это момент, когда можно получить деньги на руки и купить какой-то «запрещёнки»: чипсы или газировку. А ещё можно с фонариками гулять, рассказывать друг другу страшные истории.    
   

Кроме того, у меня есть чёткая организация домашнего быта, расписано кто за что отвечает и что делает. А я выступаю контролирующим органом. И есть режим, который тоже помогает. А ещё многое мы делаем с песнями-попевочками, которые всё облегчают.

- А как же гаджеты?

- Возможность пользоваться телефонами у нас под строгим лимитом и контролем. В восемь часов вечера их необходимо положить на пианино, иначе на завтра останешься без телефона. Запрещено пользоваться и в том случае, если к тебе пришли в гости. Причём это касается также детей, которые приходят к нам. И соседские ребята даже говорят, что это классно, у нас дома они больше играют друг с другом.

- Насколько финансово тяжело растить пятерых детей?

- Дети – это безумно дорого. Тем более что у нас они ходят в частную вальдорфскую школу. Вопрос куда-то вместе поехать за границу не стоит вообще. О поездке на Байкал мы мечтаем уже очень давно, но каждый раз понимаем, что нас теперь семеро и это нереальные траты. Но интересно то, что с каждым новым ребёнком у нас случалось какое-то прибавление в финансах ровно настолько, насколько нужно было на ещё одного малыша.

Вообще финансовое положение бывает очень разное, и случаются моменты, когда денег не хватает. В этом случае вся семья уходит в режим жесткой экономии. И дети тоже это понимают. Однажды, когда было особенно тяжело, старший просто отдал все свои накопленные деньги, понимая, что их могут не вернуть. Тогда и младший, которому было восемь, тоже принес свои 43 рубля (улыбается – Ред.). Мы специально пошли в магазин и на эти деньги купили молоко. Он очень гордился, что за его деньги куплено молоко для всей семьи.

Родитель как садовник

- Откуда такое желание поучаствовать в семейных проблемах?

- Первые семь лет ребёнок всё повторяет за своими родителями. И ничего в этом не меняется, какими бы разными ни были дети. На первом этапе жизни многое зависит от того, как у вас в семье всё организовано. Задача родителей – не только обнимать и целовать, но и меняться самому. Если я хочу, чтобы мой ребенок не разбрасывал вещи, то, прежде всего, я должна сама соблюдать порядок.

Конечно, дети рождаются совершенно разными. Но то, с чем ребёнок пришел в эту жизнь – это зерно, а родители могут обеспечить ему необходимую почву. Если ты понимаешь, что у тебя родился кактус, то его не нужно поливать. Если это персик, то ему нужен чернозём. Как родитель, ты обеспечиваешь ту почву, которая будет благоприятна для его роста. Мне, как матери, нужно осознать, кто же он и каким он сможет вырасти? Любой ребёнок всегда хочет быть хорошим для мамы. Он хочет, чтобы его похвалили и обняли. А если он ведёт себя отвратительно, значит, я что-то не так делаю, я не посмотрела и не увидела его.

Для меня важно воспитать в своих детях человечность, дать возможность самореализации. Он же пришёл с каким-то потенциалом. И нужно сделать всё, чтобы каждый ребёнок понял свою задачу, понял себя и свои границы. Тогда он сможет посмотреть в будущее и что-то построить.

- А бывают конфликты?

- Я не могу сказать, что не срываюсь и не кричу на детей. Идеальным родитель быть не может, хотя к этому нужно стремиться. Но я осознаю, когда не права, прихожу к детям и прошу у них прощения. А ещё помогает юмор, без него никуда. И дети тоже юморят. Вывести критическую ситуацию в смешную – это мастерство. Жаль, что его не всегда хватает.

- Как удаётся находить время для себя?

- В какой-то момент я поняла, что девять лет подряд я только рожаю,  кормлю грудью и ничего другого не происходит. И мне стало тошно от мысли, что я теряю себя. У меня появилось желание что-то дать не только своим детям, но и этому миру. Пошла работать в вальдорфскую школу учителем, потому что иначе зачем я получала образование? Нельзя растворяться полностью в родительстве. Если мама потеряла себя, это плохо и для детей. Очень полезно сказать ребёнку: «Я сейчас занята, я читаю книгу» и дать ему возможность решить какие-то проблемы самостоятельно.

- Что вам дала вальфдорская система в педагогике?

- Она дала мне основу, от которой я отталкиваюсь: возможность видеть. Не просто смотреть, а замечать детали, которые складываются в понимание людей. Задавать себе вопросы: а для чего я сейчас слушаю? Формировать суждение. Вот если вы друг друга увидели и услышали, то может произойти встреча. Я каждый день вижусь со своими детьми, со своим мужем. Но каждый ли день я с ними встречаюсь? Для меня самое важное в общении – это момент встречи, когда вы соприкоснулись душевно и духовно.