В Калачеевском краеведческом музее в честь 76-й годовщины освобождения Воронежа и области от фашистских захватчиков открылась выставка «Зверства нацистов на Воронежской земле».
О трагичных страницах нашей истории рассказывают около 100 архивных документов, копий газет и фотографий, собранных по материалам областного краеведческого музея и рассекреченных сведений УФСБ.
Языком документов
«В 2023 году областным судом зверства нацистов на воронежской земле были признаны геноцидом,- говорит замдиректора по развитию Воронежского краеведческого музея Роман Берестнев. - Мы решили глубже познакомить жителей с тем, какой ценой нам досталась Победа, и с каким трудом наши предки перенесли все тяготы оккупации. Представили документы и фотографии – важно было именно документально показать все зверства фашистов, чтобы воронежцы смогли нарядно убедиться и прочувствовать, что здесь происходило».
Фотографии, сделанные немецкими и советскими фотокорреспондентами, рассказывают о бомбардировках мирных кварталов Воронежа, об установлении частичной оккупации территорий, о массовом расстреле в Песчаном логу, разрушении памятников культуры и всего города, который почти полностью был стёрт с лица земли.
Не менее важны документы. Например, представленное на выставке подлинное объявление от местного коменданта, написанное им от руки каллиграфическим почерком в июле1942-го: «Всё гражданское население обязано немедленно покинуть Воронеж. Разрешается только минимальный багаж, но можно взять с собой коров и коз. Население собирается на южной окраине города, оттуда будет отправлено через Дон».
В нечеловеческих условиях
Ещё одна тема экспозиции – концлагеря и ужасающие условия содержания в них людей. Так, только в Острогожском и Евдаковском районах было развёрнуто 17 лагерей, где находилось от 35-ти до 70 тыс. узников. Неподалёку от Воронежа, в Семилукском районе, содержалось около 7 тыс. человек, в том числе детей.
«Пленных попросту загнали в сарай для сушки кирпича, где не было ни окон, ни потолка, - рассказывал бывший узник, военврач 3-го ранга В. П. Мамченко о нечеловеческих условиях в концлагере на кирпичном заводе в острогожском лагере «Дулаг-191». – Людям не дали даже клочка соломы – все спали на голой земле. Раны у больных гноились, в них заводились черви, развивалась газовая гангрена, были частые случае столбняка… Кормили утром и вечером баландой – тёплой водой с просом или ржаной мукой, и то давали только по несколько ложек. Изредка в виде подачки варили дохлую конину, туши которой издавали зловонье. Если военнопленные – раненые и больные – отказывались работать, их забивали до полусмерти».
«Вот фрагменты газет оккупационных властей, которые обещали великолепную жизнь, и тут же – документы со статистикой о казнях советских людей,- отмечает Роман Берестнев. – Важно было показать противоречие: говорилось – одно, а происходило – другое. Поражает, с какой самоотверженностью наши граждане боролись с оккупационными властями. К примеру, история семьи Прасковьи Щёголевой, которая спасая лётчика, пожертвовала своими детьми и своей жизнью. Все материалы выставки вызывают достаточно сильные чувства у посетителей. Важно, чтобы подрастающее поколение никогда не забыло, что несут в себе слова «нацизм» и «фашизм». Это очень страшные понятия».
P.S. Воронежский областной краеведческий музей покажет выставку во всех районах области. В течение 2024 года проект побывает в 10 музеях и домах культуры региона.