В полдень 27 апреля на железнодорожный вокзал «Воронеж-1» прибыл «Поезд Победы» — он символизирует эшелоны, которые в мае 1945 года возвращали в советские города и сёла участников войны. По поручению главы региона Александра Гусева в патриотической акции принял участие заместитель губернатора — руководитель аппарата губернатора и правительства области Сергей Трухачёв.
Из книги рекордов
В путь состав отправился 22 апреля с легендарной станции «Прохоровка» Белгородской области. Он останавливался во всех регионах Центрального Черноземья, а в нашей области — в Лисках и Поворино. Воронеж стал конечной станцией поезда.
Ближе к полудню на перрон центрального вокзала потянулись воронежцы. Большинство — с детьми и внуками. Ровно в 12.00 послышался паровозный гудок, и вдали показалось облако пара. Медленно чёрный паровоз военной поры, украшенный ветками сирени, шёл вдоль перрона и тащил за собой вагоны-теплушки. «Родина-мать, встречай сыновей-победителей!» — было написано на красном полотнище, украшавшем паровоз.
После остановки из вагонов начали выпрыгивать «солдаты» в гимнастёрках и «офицеры» в кителях военной поры. Спустя минуту они уже вальсировали с девушками в ситцевых платьях образца сороковых годов.
Главный герой этого действа — паровоз Эм-710 — реальный участник войны. Выпущенный в 1933 году, он вместе с другими машинами того же типа возил солдат и военные грузы, порой — под налётами вражеских бомбардировщиков.
Эти локомотивы вошли в книгу рекордов Гиннесса — они были самой массовой серией паровозов, настоящей рабочей лошадкой войны. В 1941 году по советским железным дорогам их ходило около восьми тысяч. У этих машин имелось важное преимущество — благодаря относительно небольшому весу они могли передвигаться даже по плохим, на скорую руку собранным путям, что, конечно, было особенно ценно в боевой обстановке.
Прибывший в Воронеж паровоз был восстановлен в 2017 году, и, что удивительно, он не только ходит в праздничные рейсы, но и выполняет рутинную паровозно-маневровую и вывозную работу. До сих пор он постоянно находился в подмосковном депо, а осенью будет работать на станции Грязи в соседней Липецкой области.
«Первый вестник праздника»
Сергей Трухачёв поздравил участников мероприятия с приближающимся Днём Победы.
«Поезд Победы» — первый осязаемый вестник предстоящего грандиозного праздника, который мы будем отмечать 9 мая, — сказал вице-губернатор. — Сегодняшнее событие отправляет в те далёкие дни, когда в таких же вагонах фронтовики возвращались домой. Это даёт возможность лучше понять великий подвиг нашего народа и значение нашей Победы для всего мира. В годы войны железнодорожное сообщение имело стратегическое значение для поддержания боеспособности Красной Армии. Воронежские путейцы в тяжелейших условиях проявляли мужество и профессионализм. Поздравляю вас с приближающимся праздником великой Победы!»
Затем Сергей Трухачёв вместе с остальными участниками акции осмотрел состав ретро-поезда и экспозицию вагона-музея.
Горожане — и в первую очередь, конечно же, дети — тоже изучали состав, непрерывно его фотографируя. Сегодня немногие знают, что представляла собой теплушка: обычный деревянный вагон, посредине — печка-буржуйка, по краям — нары из неровных, необработанных досок.
Мальчишки и девчонки забрались и на платформу, где стояли старый мотоцикл, пушка-сорокапятка и танк Т-34 — из воронежского сквера рядом с музеем-диорамой.
Поезд включал ещё один раритет — вагон-салон маршала Ивана Конева. Выпущен он был больше века назад — в 1905 году — и в царское время обслуживал Варшавско-Венскую железную дорогу. Неудивительно, что он кажется узким — сделан был под европейскую колею. Лихим ветром Гражданской войны этот вагон занесло в Ростов. Конев стал ездить в нём ещё до войны, в январе 1941 года, когда был назначен командующим Северо-Кавказским военным округом.
Смотрите также:
- На одном льду с чемпионами. В Воронеже открылась новая хоккейная школа →
- Демографическая пропасть. Эксперты о том, как повысить рождаемость →
- В Воронеже открыли бюст «бате» ВДВ генералу Василию Маргелову →