В полдень 27 апреля на железнодорожный вокзал «Воронеж-1» прибыл Поезд Победы. В путь состав отправился 22 апреля со станции Прохоровка в Белгородской области. Он останавливался во всех регионах Центрального Черноземья, а в Воронежской области – в Лисках и Поворино. Воронеж стал конечной станцией поезда.
Ближе к полудню на перрон центрального вокзала потянулись воронежцы. Большинство – с детьми и внуками. Ровно в 12.00 послышался паровозный гудок и вдали показалось облако пара. Медленно чёрный паровоз военной поры, украшенный ветками сирени, шёл вдоль перрона и тащил за собой вагоны-теплушки. «Родина-мать, встречай сыновей победителей!» - было написано на красном полотнище, украшавшем паровоз.
После остановки из вагонов начали выпрыгивать «солдаты» в гимнастёрках и «офицеры» в кителях военной поры. Спустя минуту они уже вальсировали с девушками в нарядах, напоминавших ситцевые платья сороковых годов.
Главный герой этого действа – паровоз – реальный участник войны. Выпущенный в 1933 году, он вместе с другими машинами того же типа возил солдат и военные грузы, порой – под налётами вражеских бомбардировщиков.
Эти локомотивы вошли в книгу рекордов Гиннеса – они были самой массовой серией паровозов, настоящей рабочей лошадкой войны. У этих машин было важное преимущество – благодаря относительно небольшому весу они могли ходить даже по плохим, на скорую руку собранным путям, что, конечно, было особенно ценно в боевой обстановке.
Этот паровоз восстановлен в 2017 году и, что удивительно, не только ходит в праздничные рейсы, но и выполняет рутинную маневровую и вывозную работу. До сих пор он постоянно находился в подмосковном депо, а осенью будет работать на станции Грязи в Липецкой области.
Как только завершилось представление, горожане и, в первую очередь, конечно, дети стали изучать состав, непрерывно его фотографируя. Сегодня немногие знают, что представляла собой теплушка: обычный деревянный вагон, посредине – печка-буржуйка, по краям – нары из неровных, необработанных досок. Судя по количеству солдат, которое должен был везти один вагон, спать можно было только по очереди или на боку, тесно прижавшись друг к другу, – иначе не поместиться.
Мальчишки и девчонки забрались и на платформу, на которой стояли старый мотоцикл, пушка «сорокопятка» и танк Т-34 – из воронежского сквера рядом с музеем-диорамой.
Поезд включал и ещё один раритет – вагон-салон маршала Ивана Конева. Выпущен вагон был больше века назад – в 1905 году - и в царское время обсуживал Варшавско-Венскую железную дорогу. Неудивительно, что он кажется узким – сделан был под европейскую колею. Лихим ветром Гражданской войны этот вагон занесло в Ростов. Конев стал ездить в нём ещё до войны, в январе 1941 года, когда был назначен командующим Северо-Кавказским военным округом.
Внутри вагон отделан деревянными панелями, со вкусом, но предельно аскетично. Ночевал маршал в тесном кабинете, где были стол и диван. Оттуда дверь ведёт, собственно, в салон с большим столом, за которым можно было обедать или обсуждать боевые планы с коллегами по военному ремеслу. Сегодня вагон имеет постоянную прописку в музее Северо-Кавказской железной дороги и время от времени служит киношникам в качестве съёмочной площадки.