«Особенности становятся достоинствами». Режиссер - об инклюзивном театре

В рамках детского театрального фестиваля «Маршак», который прошел в Воронеже в онлайн-формате, художественный руководитель и режиссер Интегрированного театра-студии «Круг II», театральный педагог и член правления Ассоциации деятелей инклюзивного искусства Андрей Афонин провел онлайн мастер-класс о подходе к людям с ограниченными возможностями, о том, как поставить особый спектакль, и о методах работы режиссера с «особенными» актерами.

   
   

Наиболее важные советы Андрея Афонина - в материале «АиФ-Воронеж». 

Об «особом» театре

«Инклюзивный театр - это самый популярный термин, описывающий театр с актерами с ограниченными возможностями. Он описывает процесс встречи разных людей.

Я придерживаюсь термина «особый театр», но подразумеваю под ним определенные качества, которые можно выявить от обратного. Если мы в спектакле особого театра заменяем актера с особенностями развития на профессионального актера и спектакль от этого становится лучше, то это не особый театр. Особый театр принципиально завязан на актерах с особенностями развития, и без них он не может существовать».

Об особенных детях

«Важно понимать, что проблемы ребенка с особенностями развития - это отсутствие или недостаток социального опыта. Нам не всегда это понятно, но это нужно осознавать. Человеку с особенностями развития при попадании в какой-то коллектив важно понять, как в этом коллективе люди взаимодействуют друг с другом. Как правило, у этих людей нет или не было детского коллектива, в котором бы они развивались, как это происходит в норме. Даже в школе они одиноки, не учатся быть участниками социума, поэтому у таких людей может быть несколько нестандартное поведение. Важно понимать, что нужно наработать социальный опыт. Трудно уравнять всех, но очень важно это сделать перед культурными правилами, которые вы создаете.

   
   

Нужно транслировать культурный опыт через  игровое взаимодействие. Игра - основа культуры. Через нее можно наладить общение с любым человеком. Отношения строятся как в диалоге, так и в конфликте. Через конфликт мы понимаем границы. Это важно, потому что дети с особенностями развития безграничны: не чувствуют своих границ, не чувствуют границ другого человека. Через выстраивание этих границ возможно и выстраивание социальности.

Творчество присуще каждому человеку. В творчестве нет границ, и в творчестве нет людей с инвалидностью. Творчество - это всегда преодоление, и это всегда серьезно».

О работе с актерами

«Действия в театре самостоятельны, целесообразны и ответственны. К сожалению, человек с особенностями развития в его опыте жизни очень редко бывает самостоятельным, ему не доверяют самостоятельность. Поэтому он  не понимает, что его действия имеют последствия. Без этого мы не можем приступить к творчеству в театре. Но ответственность - это тоже та вещь, которую нужно делегировать человеку с особенностями развития. 

Очень сложно пробудить мотивацию к самостоятельной спонтанной деятельности, чтобы человек не боялся сделать что-то свое. Если он этого не делает, то мы воспитываем роботов. Спонтанность - первый этап творчества, когда просто исследуется мир, это уже достаточно и ценно. А вот следующий этап - научить навыкам ремесла: способам выражения себя через тот или иной театральный жанр. Это две очень важные части, когда мы говорим именно о спектакле. У человека должна быть спонтанность творческого выражения, потому что через нее мы видим уникального человека, также он должен разговаривать на каком-то языке искусства.

Мы не просто ставим спектакль, мы пытаемся нащупать новое содержание, новую форму, учитывая специфику тех людей, с которыми мы работаем. Его особенности должны стать его достоинствами. Давая человеку с особенностями высказаться, мы можем услышать нечто такое, чего никто другой не может сказать. Ради этого мы и занимаемся особым театром».

О процессе постановки спектакля

«В особом театре должно быть минимум два специалиста: один - по театру, другой - специалист по работе с людьми с особенностями. Очень важно понимать, что исходит от наших актеров с особенностями. У нас был артист, который прихрамывает на ногу, потому что одна нога короче другой. Изначально мне захотелось поставить танцевальный спектакль именно с ним, исходя из его пластики, из его специфического тела, чтобы они были трансформированы в художественный продукт. Это становится актом творчества, а не просто шагом человека с ДЦП.

Сложный момент для режиссера - отказаться от первоначальных замыслов, когда они начинают мешать созданию спектакля. Это бывает тогда, когда его замысел не ложится на актера. Одна из частых ошибок инклюзивных спектаклей, когда режиссер ставит какие-то задачи для актера с особенностями, а он не может выполнить. Результат: плохая любительская постановка, когда видно, что играют люди с инвалидностью. Этого не должно быть в особом театре, никто не должен быть озабочен инвалидностью, зрителю должен быть интересен сам процесс. Для каждого ищется его уникальный способ существования на сцене.  

Актер должен понимать, что он делает, что он имеет право на ошибку. Важно осознавать, что он должен исправить ее так, чтобы никто не заметил. Человек не должен переживать из-за ошибки, следует понимать и искать способ ее исправить. Это очень высокий уровень самосознания. Все остальные не должны помогать ему физически, но им нужно войти в эту ситуацию ошибки и внутри коллектива ее справить. Это и есть коллективное творчество - целостное видение ситуации».