Нет принудительному «окультуриванию». Какой театр нужен подросткам

В последние годы в России активно развивается театр для детей. Некоторые постановки идут по пути зрелищности, некоторые уделяют больше внимания психологии. Где-то перед публикой играют профессиональные артисты, где-то сами дети. Увидеть это многообразие воронежцы могут благодаря детским театральным фестивалям. В Воронеже проходила «Большая перемена», ежегодно организовывается фестиваль «Маршак». В этом году к этому списку добавился «Вербатимфест», выбравший своей главной темой подростковый театр.

   
   

В рамках фестиваля было организовано несколько творческих лабораторий для детей. Одну из них, посвященную сторителлингу, провел актер Театра.Doc, руководитель и педагог «Студии историй» Константин Кожевников. «АиФ-Воронеж» спросил эксперта, как можно привлечь подростков в театр и почему жанр сторителлинга должен прийтись им по душе.

Нет давлению

В российских школах еще не ушел опыт принудительного «окультуривания». И как раз это давление часто отторгает подростков от театра. По мнению Константина Кожевникова, чтобы избежать ситуации принуждения, театрам нужно идти в ногу со временем. Подростка привлечет спектакль, который говорит о его проблемах и переживаниях, а не о чем-то, что не имеет к нему никакого отношения.

Родителям, которые ведут ребенка в театр, не мешает изучить, куда они идут, поговорить с ребенком, заинтересовать его. Это тоже поможет избежать лишнего давления.

«Мне больше нравится, когда дети рассказывают про себя, – говорит Константин Кожевников. – В Сочи на фестивале «Оперение» ребята сделали вербатим про себя, про свои взаимоотношения с родителями, и те подростки, которые это смотрели, сидели и ревели, они подключились».

С появлением моды на сторителлинг и вербатим традиционный театр для детей ничуть не теряет своих позиций. Точнее, чтобы их не потерять, все же придется сделать шаг навстречу XXIвеку. В качестве удачной постановки, в которой соединились классический дух и современность, Кожевников приводит «Ромео и Джульетту» Константина Райкина в «Сатириконе». Шекспировский текст сочетается с современными костюмами и реквизитом.

   
   

Как привлечь внимание подростков к классическому наследию? Рецепт от Константина Кожевникова: «Нужно оставить суть и немного снять века».

Возможность высказаться

Жанр сторителлинга (искусство увлекательно рассказать любую историю – ред.) здесь подойдет как нельзя лучше. По словам Кожевникова, ему всегда больше нравилось рассказывать, а не играть. И когда выяснилось, что так можно, он увлекся сторителлингом, потом начал работать с детьми.

«Все построено на том, что в голове зрителя возникает то, что мы транслируем. И какие-то декорации, костюмы не нужны», – говорит Константин Кожевников.

Сторителлинг – один из тех видов театра, который дает подросткам возможность рассказать о том, что у них внутри. Здесь одновременно развивается множество навыков, но главное – терапевтический эффект и пробуждение интереса к театру, подготовка к восприятию классических историй.

«Подростки – такие «инопланетяне», которые уже не дети и еще не взрослые. У них куча эмоций, желаний. И на этом этапе происходит выбор, куда они дальше пойдут, станут они «нормальными» или «сумасшедшими» взрослыми. У детей до 12 лет еще не развита рефлексия, а у подростков все зарефлексировано, и у них есть потребность высказываться», – говорит Константин Кожевников.

Кстати, подросткам отлично удается сторителлинг и подходит такой лабораторный формат. Все дело в том, что их мозг привык учиться, решать разнообразные задачи, убежден Константин Кожевников. А здесь это и требуется: придумать героя, конфликт, собрать историю и не забыть вставить собственное видение.

Смотрите также: