Воронежская киностудия «Стоп! Снято» готова представить первый полнометражный фильм для детей «Потерянные в воспоминаниях». Съемочная группа и актеры рассказали «АиФ-Воронеж» о том, что происходило за кадром и какие перспективы ждут творение талантливых воронежцев.
Картина для всей семьи
Екатерина Сафетина, «АиФ-Воронеж»: Как долго вы работали над сценарием картины?
Режиссер Андрей Козлов: Еще перед написанием самого сценария у нас проходили многочасовые встречи, на которых мы обсуждали, рассматривали разные варианты истории. Сам сценарий писал я, но разработка идеи велась целой командой. Писать сценарий недолго, а вот продумывать разные ходы, детали - другое дело. Уже на съемочной площадке какие-то реплики менялись - артисты иногда советовали, как будет лучше. Работа сценария велась с первого и до последнего съемочного дня, можно сказать.
Актер Александр Степанов: Этот фильм не просто детский, в нем есть и серьезные сцены о жизни, любви. Нам кажется, что и взрослым будет очень интересно его посмотреть в кинотеатрах, это скорее даже картина для всей семьи.
— До «Потерянных в воспоминаниях» вы снимали в основном короткометражные картины. Что подтолкнуло вас к съемкам более серьезного проекта?
Андрей Козлов: Изначально цель создания киностудии - съемка полнометражного кино. А короткий метр - это маленькие шажки, которые вели нас к этой цели. Короткий метр хорошо тренирует. Не пройдя этот этап, невозможно сразу начать создавать большие проекты.
- Вы изначально понимали, что будете делать большой проект и потом работали над идеей, или была идея, которая воплотилась бы только в полном метре?
Андрей Козлов: Мы изначально хотели большой проект, и у нас были примерные идеи. Но, честно сказать, те первоначальные идеи настолько видоизменились, что ничего от них не осталось в финальной версии фильма. Очень долго думали по поводу жанра, ведь хотелось заинтересовать зрителя. Мечтали о фильме в жанре фэнтези, но все понимали, что снимать это долго и дорого, поэтому при написании сценария нужно было учитывать и наши ресурсы.
Несмотря на то, что мы опирались на те места съемки, которые уже существовали в реальности, одну локацию мы создали с нуля. Кроме того, отстроили в павильоне декорации главного помещения - библиотеки алхимиков. Понимали, что не найдем ничего подобного поблизости. Театр юного зрителя предоставил нам большое помещение, куда мы свезли декорации, много книг, которые собирали всем городом, и воссоздали таинственный кабинет-библиотеку алхимиков. У нас была целая команда художников-постановщиков, которая нам помогала все это претворить в жизнь.
Терпим и делаем
- Как проходил отбор детей-актеров? Это обычные школьники или же воспитанники театральных студий?
Андрей Козлов: С самого начала мы объявили большой кастинг по школам города в нашу киношколу. Киношкола существует не первый год, у нас работают профессиональные актеры. Помимо того, что мы отобрали самых талантливых детей из множества кандидатур, мы еще и работали с ними целый год. И среди тех детей, которые с нами занимались, мы распределяли роли.
- Как распределялись роли между детьми? Вы учитывали пожелания ребят?
Андрей Козлов: Это было очень сложно сделать: несколько туров отбора проходило, и не было четкой картины. Ведь каждый актер - ребенок или профессионал - привносит что-то свое герою. Мы готовы были видоизменять сценарий под того или иного ребенка. Помимо этого, ребята подходили и интересовались итогами кастинга, и нам приходилось включать злобных дядей и тетей и говорить, чтобы они просто ожидали информации. С одной стороны, не хотелось обидеть детей, с другой - качество картины имеет большое значение, и с третьей - боялись делать ставку на какого-то определенного ребенка, который вдруг по середине съемок не справился бы физически или психологически. Также общались с педагогами, рассматривали каждого актера со всех сторон.
- Насколько сложно было выдерживать съемочные дни наравне со взрослыми актерами?
Ирина Донских, исполнительница одной из главных ролей: Мы были уверенны, что будем сниматься по одному дублю, а когда мы поняли, что тут не то что один, а десять и даже больше порой... Были, конечно, и тяжелые дни, когда мы жили в палатках, и сложные сцены, но мы от этого не уставали, нас это все, наоборот, сплотило. Мы стали одной большой семьей, которая хотела сделать что-то грандиозное, поэтому мы и легко перенесли сложные съемочные дни.
- Не было за время работы состояния, когда вы уже устали, нет сил, или вы понимали, что это не ваше и нужно уходить?
Ирина Донских: Мы же пришли с целью попасть в кино. И получение роли - это ответственность, поэтому я должна показать результат и не должна подвести всех: очень много людей вкладывают свои силы в этот проект, и я это осознавала.
— Вы упоминали, что взрослые актеры что-то советовали и добавляли в сценарий, а от детей что-то подобное исходило?
Андрей Козлов: Конечно, например, у нас был эпизод с кошкой. Мы долго думали, как обыграть сцену. И на одном из занятий дети посоветовали сделать эту кошку механической, потому что алхимики живут вечно и не могу заводить себе живого питомца. придумали целого персонажа и оправдали полностью сцену. И позже по технологии аниматики, покадрово снимали кошку.
Ирина Донских: Снимали эпизод, останавливались, немножко передвигали лапку и опять мотор. И затем опять начинаем говорить с того места, на котором остановились. Непростой был день!
- Сложно ли было объяснить детям, как выразить ту или иную эмоцию в кадре?
Андрей Козлов: Да, поэтому у нас и было большое количество дублей. В одном из эпизодов ребенку нужно было быть немного запыханным, на взводе, и мы предложили ему пробежать пару кругов. Но каких-то критических моментов, когда ничего не получалось, не было: дети целый год занимались с лучшими педагогами Воронеж.
Даниил Никулин, исполнитель одной из детских ролей: Да, была ситуация такая на репетиции, когда мы бегали по лестнице, чтобы потом лучше изобразить запыханность.
Ирина Донских: Иногда были очень тяжелые сцены, когда перед тобой умирает герой. Сыграть это эмоционально тяжело и после съемки эпизода нелегко прийти в себя.
Александр Степанов: У всех были сложности, но мы понимали, что нельзя расслабляться. Мы или делаем и терпим, или не делаем тогда. Но варианта «не делаем» уже не было.
Снимали всем городом
- Картина некоммерческая. И если для детей сняться в кино - счастье, то многие ли профессиональные актеры соглашались работать за идею?
Андрей Козлов: Наш проект создавался как большой совместный продукт киностудии «Стоп! Снято» и театра драмы имени Кольцова. Основная часть артистов была из театра, и нам не приходилось никого уговаривать. Мы изначально пожали друг другу руки и решили сделать что-то большое для нашего города, области, для наших детей.
- Вы говорили журналистам, что самое сложное - снимать детей и животных, что вы и делаете. А насколько сложно было в плане переездов, ведь на детей постоянно нужно оформлять какие-либо документы и соглашения?
Андрей Козлов: Особых трудностей не возникало. Родители очень помогали в этом плане. Они всегда шли на уступки, ездили по возможности с нами, ночевали, жили жизнью настоящих актеров.
- Работа над картиной проходила на самых разных локациях. Насколько сложно было получить согласие на съемку?
Андрей Козлов: Часто, когда мы приходили в разные государственные структуры и говорили, что мы киностудия «Стоп!Снято», нам отвечали, что о нас слышали и нам готовы помогать. Мы ведь не первый год работаем, устраиваем разные детские фестивали. Были уже ранее наработанные контакты.
- Какую-либо поддержку власти оказывали вам?
Андрей Козлов: Была и финансовая поддержка, мы получили грант. Сумма, может быть, и не существенная, но она появилась в нужный момент, это нас очень выручило. Со всем, что касалось съемок в городе, на муниципальной территории, у нас не возникало никаких проблем. Снять нужно на корабле? Пожалуйста! Перекрыть улицы? Окей! Нам не просто разрешали съемки, но и при необходимости помогали, например, предоставили водителей и автобусы с надписью «Дети».
Александр Степанов: Помогали и жители города. У нас были съемки на Каменном мосту, не хватало электричества - не дотягивались провода. И мы просто попросили жителей близлежащего дома, они подключили у себя и спустили из окон наши удлинители.
- Если говорить о продвижении картины, то показ планируется не только в Воронеже, но и в Липецке, Новосибирске, Красноярске и Улан-удэ. Как удалось договориться о показах картины в других городах?
Андрей Козлов: Распростанение картины по России - это следующий шаг. Конечно, кинотеатры в некоторых городах отвечают нам с интересом: детское кино не так часто выходит в России, но так происходит далеко не везде. Наш первый шаг - это прокат в Воронеже и соседних областях. Все города, где будет показ, не просто так выбраны: либо часть съемочной команды из этих городов, либо съемки проходили там. Мы своим примером хотим показать, что детское кино можно и нужно снимать, продвигать, поддерживать.
Первый показ будет закрытым – для людей, принимавших участие в съемках: актеров, продюсеров, спонсоров. А после этого будет уже открытый показ и творческие встречи, если у зрителей возникнут какие-то вопросы и желание встретиться и пообщаться с создателями картины и актерами.