В Воронеже растёт количество пострадавших в общественном транспорте: автобусы взрываются, горят, попадают в ДТП или просто валят пассажиров с ног резким торможением. Что это – набор случайностей или системная проблема? И станут ли поездки по городу безопаснее? Подробности - в материале «АиФ-Воронеж».
Один за другим
Взрыв «пазика» рядом с ТЦ «Галереи Чижова», стоивший жизни двум женщинам и здоровья ещё 19 пассажирам, без сомнения, запомнится надолго. Первоначально звучало предположение о неисправности газового оборудования, но официально автобус ездил на дизеле. Так что делать выводы о причинах ещё рано, идёт следствие.
Вспомнить о происшествии заставили события последних дней. Так, 27 августа на остановке «Улица Богдана Хмельницкого» загорелся метановый ЛиАЗ, следовавший по 90-му маршруту и принадлежащий фирме «Автолайн+», связанной с городским депутатом Дмитрием Крутских. К счастью, обошлось без пострадавших. Как стало известно, бэушный автобус был куплен и поставлен на маршрут в 2019 году.
«Возгорание в сравнительно новом автобусе, которое, к счастью, не привело к каким-либо трагическим последствиям, показывает, что перевозчики должны не только обновлять подвижной состав, но и хорошо следить за ним, – прокомментировал происшествие мэр Вадим Кстенин. – Причины установят соответствующие ведомства, тогда сможем сделать какие-то выводы. Проведу совещание со всеми перевозчиками по транспортной безопасности, а также инициирую внеплановые проверки технического состояния парка автобусов».
К слову, такие же внеплановые проверки проводились и после взрыва у ТЦ.
Через два дня, 29 августа, в больницу попала пенсионерка, пассажирка маршрутки, двигавшейся по улице Плехановской. Водитель так резко затормозил, что пожилая женщина упала и ударилась головой. Впрочем, подобные происшествия – не редкость.
Больший резонанс вызвало ДТП, произошедшее 30-го числа. В 9.35 утра, проезжая мимо театра оперы и балета по маршруту № 5А, водитель автобуса внезапно почувствовал себя плохо и врезался в столб. В результате были госпитализированы ещё две пенсионерки. Похожий случай произошёл 2 августа – тогда водитель автобуса 80-го маршрута из-за гипертонического криза врезался в столб на улице Плехановской.
Кстати, в понедельник, 30 августа, случилась ещё одна авария – у остановки «Гостиница «Брно» автобус 105-го маршрута столкнулся с легковым автомобилем. Получил ли кто-то травмы, не известно.
Ждём новых ЧП?
Почему же воронежские автобусы становятся всё опаснее?
«Проблемы долго накапливались и, наконец, выплеснулись, – уверен гражданский активист Виталий Иванищев. – Многие водители – пенсионеры, молодёжь на смену не идёт. Даже при нынешней несовершенной системе работы в одну смену не хватает около 200–300 водителей. Почему? Это очень неблагодарная работа, и дело даже не в оплате. Люди трудятся по 14–16 часов. Нет нормальных туалетов. В лучшем случае – синяя кабинка, но я знаю конечные, где ходят в туалет в лес, на рельсы, в люк троллейбуса. Невозможно разогреть еду – приходится обедать прямо за рулём. Нет нормальных разворотных колец. Работают с двумя-тремя выходными в месяц. Инфаркты и инсульты очень распространены среди водителей, а значит, подобные происшествия будут происходить и дальше».
Уже не раз говорилось о том, что единственный способ оставить в прошлом рискованные и утомительные гонки за пассажирами – перейти на так называемые брутто-контракты, когда деньги за проезд перечисляются в бюджет, а тот уже расплачивается с перевозчиками. Но чиновники всё посчитали и сообщили, что убытки казны в этом случае составят два миллиарда рублей. И это при том, что доходы городского бюджета в 2021 году – 22,4 миллиарда рублей. В общем, вопрос отпал сам собой.
Пока же в мэрии сообщают, что решили нарисовать на маршрутках бортовые номера – это должно помочь при жалобах. Снизит ли ноу-хау количество происшествий, пока не понятно.