263

От пересадок до «выделенки». Каким будет общественный транспорт Воронежа

Многие горожане задаются вопросом: когда в Воронеже появится цивилизованный общественный транспорт, причём не только на муниципальных, но и на частных маршрутах?

Этой теме был посвящён прямой эфир «АиФ-Воронеж» в соцсети «ВКонтакте», в котором участвовали замруководителя управления транспорта Воронежа Максим Захаров и представители общественной организации «Город и транспорт» Виталий Иванищев и Юрий Новиков. Публикуем самые интересные вопросы наших читателей.

Первые шаги

- 1 апреля начинается реформа маршрутной сети. В чём суть изменений?

Максим Захаров: В 2019 году РосдорНИИ подготовил предложения по оптимизации маршрутной сети Воронежа. Но внедрить их сходу невозможно: это идеальная модель, которая предполагает расширение отдельных участков, создание пересадочных узлов, организацию разворотных площадок, что требует не только финансирования, но и реорганизации всей улично-дорожной сети. Ещё один ключевой фактор, удерживающий от резких решений, - забота о наших жителях. Нельзя допустить, чтобы в одно прекрасное утро они не знали куда ехать, поскольку всё сразу поменялось. Необходим плавный переход. По поручению главы городского округа была создана рабочая группа, в которую вошли представители управления транспорта, ряда общественных организаций, ГИБДД, все перевозчики и профильные депутаты. РосдорНИИ предлагал закрыть около 35 маршрутов и изменить почти все оставшиеся. Но рабочая группа пришла к выводу о необходимости первоочередного закрытия 17 и открытия девяти маршрутов.

Почему закрывается тот или иной маршрут? Здесь два подхода. Первый – закрытие неработающих маршрутов, ведь часть из них существует только на бумаге, перевозчики их не обслуживают. Второй: есть живые востребованные маршруты, но они дублируют магистральные маршруты, на которые мы приобретаем автобусы большого класса в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сейчас по улицам города уже ездят 82 таких автобуса. В ближайшее время мы ожидаем поставку ещё 58 машин. Есть требования Минтранса, в частности, к режиму работы. Это один из проблемных моментов. Так вот, сейчас большие автобусы на магистральных маршрутах обязаны заканчивать работу не раньше, чем в 23.30. Интервал движения не должен превышать 12 минут в часы пиковой нагрузки. Тем самым мы обеспечим насыщенность маршрута транспортом, поэтому необходимость в дублировании отпадает – ведь это гонки и риск ДТП. 

Закрывается 11-й, который дублирует маршрут 14в, 68 – дублёр маршрута № 8, 49а – дублёр 49, вместо 6м открывается видоизменённый 36 и т. д. Часть потерянных связей мы компенсируем. Например, мы убрали 14в от центра реабилитации и направили до ул. Сельской. Теперь этот участок будет обслуживаться большим 52 автобусом. Улично-дорожная сеть оголена не будет. Сейчас делаются первые шаги. В полной мере мы увидим изменения в июле, когда будут заключены новые контракты. Конечно, в переходный период, особенно в первую декаду апреля, могут быть небольшие сбои – я заранее приношу извинения жителям города. Но работа будет отлаживаться. Мы работаем над повышением качества обслуживания населения.

Виталий Иванищев: Какие методы воздействия на перевозчиков есть у управления транспорта? Если муниципальный «Воронежпассажиртранс» ещё хоть как-то работает вечером, то, скажем, автобус 5а ни в 10, ни в 11 часов вечера на улице увидеть практически невозможно.

Максим Захаров: В наших контрактах, заключённых в феврале 2020 года, впервые был предусмотрен штраф. Небольшой – тысяча рублей, - но, по законодательству, мы не можем его поднять. Акты оформляются по обращениям населения и в ходе линейного контроля. За 2020 год, хотя мы понимали тяжёлую экономическую ситуацию из-за пандемии и не наказывали перевозчиков в полном объёме, были собраны штрафы на общую сумму 1 млн 775 тыс. рублей. За январь-февраль текущего года выставлено 250 тыс. руб., и почти вся сумма уже перечислена в бюджет. Мы непрерывно работаем по обращениям граждан и непрерывно штрафуем.

Реформа без денег?

- Останется ли в Воронеже безобразная система, при которой транспорт является частным, и в погоне за копейкой водители злостно нарушают ПДД, постоянно устраивают аварии и рискуют жизнью пассажиров?

Максим Захаров: К сожалению, законодательство построено таким образом, что мы не можем отдать всё муниципальному предприятию. Мы определяем подрядчиков по итогам торгов и не знаем, кто выиграет. Что касается погони за копейкой, единственное правильное решение – это брутто-модель, когда вся плата за проезд перечисляется в бюджет, а тот уже оплачивает работу перевозчиков. Но нужно понимать, что это очень дорого. По нашим расчётам, год обслуживания маршрутной сети Воронежа обходится в 8-9 млрд рублей. Прогнозируемая доходная часть – есть примеры коллег из других регионов – порядка 6-7 млрд рублей. Разрыв, как минимум, - два миллиарда. А ведь это, например, четыре школы или десять детских садов.

Виталий Иванищев: К сожалению, многие горожане не до конца понимают, что такое муниципальный перевозчик в существующих условиях. Де факто это такой же частник. В последние пять лет у нас даже троллейбус – это маршрутка с рогами, которая так же гоняется за пассажиром и выполняет план. Отдать все маршруты муниципалитету – не панацея. От этого ровным счётом ничего не поменяется. Многие не знают, что в Москве, кроме «Мосгортранса», есть и частные перевозчики, но их автобусы не отличаются от муниципальных. Главный вопрос – не форма собственности, а система контроля.

- Но ведь представители мэрии не раз говорили о том, что брутто-контракты должны появиться уже в этом году…

Максим Захаров: К сожалению, не получится. Мы в качестве теста попробовали заключить несколько краткосрочных брутто-контрактов на базе «Воронежпассажиртранса». Но бюджетный дефицит не позволяет ни городу, ни области перейти на эту модель.

- Получается, изменение системы откладывается на неопределённый срок и, по сути, всё будет как раньше?

Виталий Иванищев: Тут всё очень просто. Каждый декабрь утверждается новый городской бюджет. Открывайте его, ищите статью «Транспорт». Как только там появятся какие-то ощутимые деньги, переход к новой модели будет возможен. На 2021 год заложена только помощь «Воронежпассажиртрансу» на оплату лизинга, немножко – на ремонт контактной сети троллейбуса и всё. Денег ни на остановки, ни на разворотные площадки, ни на диспетчерские не предусмотрено. Для бюджета транспорт – не в приоритете.

Пересадки неизбежны

- Планируется сократить дальность некоторых маршрутов, и людям, чтобы добраться из точки А в точку Б, нужно будет делать пересадку и платить несколько раз. Будут ли введены карты оплаты или единый билет?

Юрий Новиков: Беда в том, что длинные маршруты будут вымирать сами: если пассажир платит за поездку меньше, чем 2,5 рубля за километр, то маршрут рано или поздно умрёт. И здесь дилемма. Что лучше? Заплатить 46 руб. вместо 23 или в конечном итоге ехать на такси за 230?

Максим Захаров: Необходимо понимать, что организовать общественный транспорт от подъезда к подъезду невозможно. Понятно, что пассажиру хочется ездить без пересадок. Но по стандарту, для города-миллионника допускается две пересадки. При перестройке маршрутной сети доля пересадочности в целом останется той же. Кому-то, наоборот, станет добираться комфортнее.

- Но если норма предполагает пересадки, то оплата должна быть единой.

Максим Захаров: К сожалению, у города нет полномочий устанавливать тариф. Со своей стороны мы подготовили обоснование безлимитного проездного на месяц, вышли на сумму в 2100 рублей. Но если человек перекатал положенную сумму, кто компенсирует перевозчику потерю доходов? Понимания, откуда взять эти средства, нет. Вопрос транспортных карт – спорный. Мы одними из первых ввели оплату банковскими картами и сейчас на эту систему переходит большинство регионов. Это дешевле. К тому же не нужно пополнять особую транспортную карту.

- На Северном мосту была организована выделенная полоса. Помогло ли это движению?

Максим Захаров: По нашим данным, скорость общественного транспорта на этом участке выросла на 10 км в час. Это повышение мобильности граждан. Кроме того, у водителей исчезла необходимость перестраиваться из ряда в ряд, это снизило риски ДТП. В планах – организовать такие полосы на Вогрэсовском и Чернавском мостах, а также на участке от Памятника Славы до гостиницы «Брно».

Полную версию прямого эфира можно посмотреть в записи.

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах