Почему в Воронеже много проблем с общественным транспортом, не хватает парков и скверов, а проекты благоустройства порой растягиваются на годы?
Причин много, но все они сводятся к нехватке средств в бюджете. Город вынужден отдавать почти всё, что заработал, а после идти к региону с протянутой рукой. При этом по объёмам региональной поддержки Воронеж уступает не только другим миллионникам, но и областным центрам Черноземья. Как так вышло, что столица Черноземья снабжается по остаточному принципу? Разбирался «АиФ-Воронеж».
Беднее Саратова
Конец года – время принимать бюджет. Проект главного финансового документа Воронежа уже прошёл общественные слушания: городские доходы в будущем году составят 26,26 млрд руб., расходы – 26,65 миллиарда. Много это или мало? Оказывается, больше, чем в году уходящем, и это не может не радовать. Но хватает ли этих денег?
В бюджете-2021 расходы города составляют 23,69 миллиарда рублей. И если мы сравним эту сумму с аналогичными показателями бюджетов областных центров Черноземья, то выяснится, что в любом из них расходы на душу населения выше, чем в Воронеже.
А что же в городах, равных по размерам и населению? В действующем бюджете Воронежа доходы – 22,77 миллиарда рублей. Пермь в этом году располагала суммой 45,37, Красноярск – 43,38, Волгоград – 25,5 миллиарда. Между тем Воронеж уступает и городам поменьше. Причём не только Краснодару с его 40,77 миллиарда рублей (всё-таки Кубань – один из богатейших регионов. – Ред.), но и Саратову, «кошелёк» которого в 2021 году пополнился 26,1 миллиарда рублей.
Разумеется, сравнивать бюджеты разных муниципалитетов не вполне корректно, ведь траты у всех разные. Воронеж не распоряжается земельными участками, не платит зарплаты учителям и медикам и т. д. И всё же тенденция налицо, не кажется?
У подножия вертикали
Почему так получается? Российская бюджетная система устроена таким образом, что города в ней не самостоятельны. Воронеж даёт больше половины налоговых поступлений региона, но из них, по оценкам экспертов, в городской бюджет идёт меньше десяти процентов.
Так, от самого жирного куска – налога на доходы физических лиц – муниципалитету достаётся лишь 22%, остальное забирает область. Неудивительно, что доходы региона в 2022 году достигнут 141,2 миллиарда рублей – впятеро больше, чем у его столицы.
А ведь так было не всегда. Больше двух десятилетий назад, в 1998 году, бюджеты области и города были почти одинаковыми – по 1,6 млрд рублей. В 90-е годы Воронежу оставляли почти половину сборов. Правда, денег в ту пору не хватало ни на зарплаты, ни на пенсии, а о дорогах и говорить нечего.
Всё изменилось в 2000 году, когда началась так называемая налоговая централизация. У муниципалитетов отобрали доли налога с имущества организаций, НДС, налога с продаж, налога с прибыли организаций, снизили долю НДФЛ. Это позволило выстроить вертикаль власти, усмирить сепаратизм и местную фронду. В итоге страна выплатила внешний долг, увеличила социальные расходы, но даже крупные города стали жить на ассигнования из центра. И этот процесс продолжается. Так, в результате изменений налогового законодательства в 2021 году Воронеж недосчитался более 544,7 млн рублей.
Ни реформ, ни ЖКХ
Из той же «оперы» тот факт, что больше половины доходов города получают из областной казны. Однако у Воронежа эта доля меньше, чем у любого из региональных центров Черноземья. Объём безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета в этом году у нас составил 13 млрд рублей. В той же Перми – 23, в Красноярске – 21, в Волгограде – 18 миллиардов. Краснодар от края получил 20, а Саратов от области – 17 миллиардов рублей.
Конечно, деньги выделяются не просто так, а на конкретные проекты. Но разве мало у Воронежа насущных потребностей? Так, городские власти признают, что полноценная реформа общественного транспорта возможна только с использованием брутто-контрактов, когда деньги за проезд перечисляются в бюджет, а тот уже расплачивается с перевозчиками. Но на это нужно два миллиарда, которых в казне нет.
А ЖКХ? В Воронеже примерно 1,4 тысячи старых домов площадью меньше тысячи квадратных метров каждый. При нынешнем размере платы за обслуживание их содержат по остаточному принципу – за счёт новых многоэтажек. Но старый жилфонд продолжает ветшать.
Чтобы решить проблему, нужно заставить жильцов согласиться на плату по первой строке в 30–40 руб. за кв. метр – это вызовет социальный взрыв. Или поступить, как в Москве, где компании, управляющие такими домами, получают субсидии из бюджета.
«УК собирает минимальную плату с жителей, а счёт за остальные расходы выставляет муниципалитету, – описывает столичный опыт предприниматель в сфере ЖКХ Сергей Титаев. – Дома находятся в отличном состоянии, дворы подметаются и благоустраиваются».
Разумеется, чиновники знают о таком варианте, но любые инициативы, требующие дополнительных бюджетных расходов, сегодня – табу. В результате в бюджете на 2022 год на ЖКХ остаётся 1,13 миллиарда рублей, на охрану окружающей среды – 133,95 миллиона рублей, на социальную политику – 604,59 миллиона. А на «общегосударственные вопросы» – т. е. на работу самой администрации – 2,83 миллиардов рублей: больше, чем на всё это вместе взятое. Вот такая арифметика.
Политика вместо здравого смысла
Депутат городской Думы Константин Ашифин:
«Система межбюджетных отношений выстроена таким образом, что города-миллионники не служат драйверами социально-экономического развития, а вынуждены деградировать. Политика превалирует над экономикой и здравым смыслом. Местное самоуправление ставится в зависимость от лояльности руководства вышестоящим органам.
Нужно отметить, что сегодня у нас нет противоречий между областным и городским руководством. Губернатор глубоко разбирается в проблематике города, он сам был мэром. Есть чёткая рабочая связь между региональными департаментами и муниципальными подразделениями. Но само бюджетное распределение крайне несправедливо. Например, мэры крупных городов никак не мотивированы развивать производство – местный бюджет не получает ни копейки ни с НДС, ни с налога на прибыль организаций. Но ведь размещение предприятия требует серьёзных затрат по уборке, организации маршрутной сети и т. д. А взамен – ничего.
Я уверен, что эта тенденция переломится, иначе города просто не смогут жить полноценно, а ведь они тянут всю страну. Например, у нас огромное количество зелёных зон – в плачевном состоянии, особенно если взять ВАИ и Машмет. По новому генплану, к 2042 году город должен преобразиться, а финансов на строительство дорог, мостов, коммунальных сетей нет».
В аварийном режиме
Общественный деятель Виталий Иванищев:
«Воронеж был бы вполне богатым городом, если бы оставлял все налоги себе. Но распределением занимается федеральный центр. Роль мэра и губернатора, по сути, сводится к выпрашиванию обратно своих же денег.
Вновь ни копейки не выделено на транспортную инфраструктуру. И дело тут не в нехватке средств, а в других приоритетах. В миллионниках, которые не богаче нас, деньги на транспорт находятся. А главная проблема в том, что деньги выделяются на масштабные проекты, но не на их поддержку. У нас могут реконструировать парк, а средств на обслуживание не предусмотреть, и за несколько лет всё станет хуже, чем было.
Нет долгосрочного планирования. Работают по принципу аварийной службы. Совсем плохо – исправим. А пока не упало, не сломалось, не взорвалось, проблему можно не замечать».
Работаем над портфелем
Мэр Воронежа Вадим Кстенин:
«Сравнивать «в лоб» разные города нельзя. Если регионального уровня муниципалитетам передаются полномочия, это сопровождается финансированием – растёт бюджет. Например, первичное звено здравоохранения может относиться к полномочиям органов местного самоуправления. Некоторым муниципалитетам передана часть работы с соцзащитой.
У нас очень конструктивные взаимоотношения с правительством Воронежской области. Единственный сдерживающий фактор в прорывном развитии и выделении нам гораздо больших средств – проектно-сметная документация. Мы уже два года работаем над портфелем своих проектов, чтобы своевременно заявляться с ними в профильные департаменты регионального правительства и получать финансирование – например, на программу капремонта соцобъектов, областную адресную инвестпрограмму.
Поэтому сегодня нет сложностей с финансированием наших социальных обязательств или с капитальными вложениями. А в проекте бюджета на 2022 год ещё не отражён ряд статей. Совместно с субъектом мы подавали заявки в федеральное правительство на инфраструктурные бюджетные кредиты. Были одобрены заявки на 6,5 млрд рублей».

Кто в доме хозяин? Как воронежцы стали зарабатывать на бытовых услугах
Почём фунт «лиха»? Воронежцы не дождались осеннего снижения цен на продукты
Никому не нужны. На какие профессии упал спрос во время локдауна?