Тамбовский волк, курский соловей, тульский пряник, самарские частушки, оренбургский платок – все эти устойчивые выражения также являются символами своих городов. А по какой фразе люди узнают Воронеж?
Под занавес 2023 года «АиФ-Черноземье» задался вопросом о бренде нашего города. И хотя вопрос этот скорее риторический, но для воспитания патриотизма и повышения туристической привлекательности – вполне себе актуальный. Оказалось, что для кого-то Воронеж – это Котёнок с улицы Лизюкова, для других – «Сектор газа», третьи скажут – это транзитный регион по пути на юг, у четвёртых стойкие ассоциации связаны с чернозёмом, пятые вспомнят о стуле для жлобов за зданием облправительства. «Факел и Буран!» - прокричат спортивные фанаты, краснокнижных бобра и выхухоль припомнят экологи. И этот список можно продолжать ещё долго.
Народные и не очень
Начало «нулевых» было временем цитат. После месседжер ICQ открыл эпоху смайликов – коротких символов, обозначающих эмоции. Теперь смайлики повсеместно, и не только в интернете. На въездах в города стоят конструкции с большими красными сердечками – эти «иероглифы» люди легко читают как «Я люблю…» - дальше название города. Радость многие выражают ладонями, сложенными сердечком. Военную символику V и Z также показывают на пальцах. Словом, сейчас мы живём в эпоху простых символов и коротких фраз. Правда, есть устойчивые клише, а есть ассоциации, которые базируются на знаниях.
Воронежский краевед Ольга Рудева отмечает, что у многих гостей города, которым она показывает исторические достопримечательности, Воронеж стойко ассоциируется с Котёнком с улицы Лизюкова. Хотя сама Ольга первой ассоциацией называет ныне ремонтируемый Каменный мост и стоящий рядом Александрийский приют.
Облправительство заинтересовано в развитии имиджа региона, бизнес – в привлечении туристов. На этом они в принципе и договорились о сотрудничестве. Музыкальные и театральные фестивали, гастрономические и канцелярские сувениры, экскурсии в АПК-сектор и прочее. Отсюда вопрос: какой же бренд продвигать и для кого? Аудитории разные и у каждой свои интересы. Поэтому оставим разработку и продвижение коммерческих идей маркетологам.
Вот, что говорит директор МБУ «Туристско-информационный центр Воронежа» Екатерина Шрамко:
«У Воронежа, как и многих других городов несколько символов. Котёнок с улицы Лизюкова, Белый Бим, колыбель русского флота, чернозём, мраморная говядина – у всех людей, которые были в нашем городе или что-то слышали о нём, есть свои ассоциации. Это стандартная ситуация. Для кого-то Тамбов – это тамбовский волк, а для кого-то это великий Рахманинов. Нижний Новгород – это кремль, ярмарка, столица закатов, родина Максима Горького и т.д.
Да, можно говорить о том, что у Воронежа пока нет смысловой визуализации, представленной в том числе в виде логотипа, который используется для позиционирования и продвижения туристических и не только возможностей города. И в этом направлении нам нужно перенимать успешный опыт российских городов и регионов. По инициативе Министерства архитектуры Воронежской области и при поддержке администрации города сейчас ведётся работа по проектированию идентичности Воронежа на основе культурного кода с привлечением городского сообщества. Очень важно, чтобы символ города, с помощью которого планируется его продвижение, имел смысловое обоснование и был изначально принят жителями, а не навязан извне.
Сейчас для новой серии информационных материалов мы используем логотип «Воронеж – Столица Черноземья». Это звание для Воронежа неоспоримо и исторически обосновано. А «Черноземье» в новой концепции имеет глубокий смысл – это не только уникальное плодородие почв нашего края, но и плодородие Воронежа на талантливых людей, идеи и изобретения, предпринимательские активности и события».
Что скажет большинство?
Но народное творчество и признание не имеют бизнес-планов и медийных стратегий. Это спонтанная стихия. Например, футбольные фанаты «Факела» после выхода команды в РПЛ запели с трибун песню «Туман» Юрия Клинских, а потом и другие песни «Сектора газа». Их идею подхватили хоккейные фанаты «Бурана». Теперь на всех матчах обеих воронежских команд звучат эти «народные» песни.
«У нашего города богатая история разных сфер жизни, – утверждает историк Игорь Маркин. - Здесь Пётр Первый строил военно-морской флот и новое общество, Юрий Клинских со своей группой «Сектор газа» отражал современность 90-х на окраине района ВАИ. В Воронежской области есть красивые меловые горы и природные заповедники, много православных храмов и крупных АПК, громкое «эхо» Великой Отечественной войны, культурное наследие известных писателей и поэтов, различные фестивали, «Воронежские конфеты», старая архитектура, памятники и много чего ещё. Сейчас у нас лоскутное одеяло – яркое, широкое, по-душевному тёплое. Но всё это не то.
Символ города – это единая стойкая ассоциация у большинства. Это то явление, которое зародилось именно у нас, а потом его узнали остальные. Пожалуй, на современный народный символ активней других сейчас претендуют песни группы «Сектор Газа». И дело не только в том, что наши спортивные команды держат планку. Прошла треть века, а песни группы продолжают распевать. А много «таких же» групп уже и не помнят. «Сектор» сумел отразить не только 90-е, но народный нерв, пусть и в разухабистой форме. Причём, языком народа, включая те же народные названия».
Ну, а пока туристический бизнес региона планирует и изобретает, недавно, например, объявили, что именно Воронеж – родина Нового года, пьяной вишенкой на новогоднем торте остаётся сатирическая песенка «Воронеж – город куража», которой в этом году, кстати, исполнилось 10 лет. Напомним, что фраза из названия стала популярной после выхода этой песни и клипа на комедийном шоу Comedy Center в 2013 году. Но, конечно же, ей далеко до выражения «Москва – Воронеж… не догонишь», появившегося, как говорят историки, в годы гражданской войны. Однако проживём ещё лет сто – и посмотрим…