30 октября Воронежской областной библиотеке для слепых имени В. Г. Короленко исполняется 70 лет.
Как живут люди с проблемами зрения, чем они увлекаются и как воспитывать детей с таким недугом, «АиФ-Воронеж» рассказала психолог библиотеки Юлия Борисова.
Творческая лаборатория
- Юлия Юрьевна, недавно на базе вашей библиотеки открылась инклюзивная творческая лаборатория. Расскажите, что это такое и для чего она нужна?
- Инклюзивная творческая лаборатория «Творчество без границ» на базе нашей библиотеки для слепых открылась в 2024 году на основании приказа министерства культуры Воронежской области в рамках проекта Министерства культуры России «Придумано в России». Это направление было создано, чтобы люди разных возрастов с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья – Ред.) имели возможность раскрывать и реализовывать свой творческий потенциал. У нас занимаются не только люди с нарушением зрения, но и с другими ограничениями здоровья, в том числе с аутизмом, ДЦП и различными интеллектуальными нарушениями.
Кроме того, здесь мы стремимся повысить у посетителей уровень коммуникации, чтобы им было проще и удобнее общаться с другими людьми и взаимодействовать с окружающим миром. Чтобы они не опасались контактировать со здоровыми людьми и с инвалидами по другим заболеваниям. Также мы стремимся развить их интерес к книгам и чтению, а ещё проводим занятия по декоративно-прикладному искусству.
- Как люди с проблемным зрением в вашей творческой лаборатории получают информацию и воспринимают её?
- Одно из направлений работы лаборатории – организация тифло-экскурсии, когда недостаток зрения компенсируется осязательными ощущениями. Для этого мы на 3D-принтере создаём масштабные макеты памятников и зданий культуры, которые незрячие люди могут пощупать руками и таким способом получить представление о них. У нас уже есть макеты памятников Пушкину, Белому Биму, Родине-матери, корабля Гото Предестинация и многих других объектов. А к юбилею нашей библиотеки мы сделали макет нашего здания. Таким образом мы стараемся дать возможность объять необъятное. Людям это интересно, и они хотят узнавать всё больше.
Откуда обидчивость?
- Считается, что у незрячих людей «прицепом» к основному заболеванию могут идти неврозы. То есть, они более требовательны к окружающим, возможно, обидчивы или наоборот – заторможены. Так ли это и почему?
- Однозначно так утверждать не стоит. Люди разные и есть много обратных примеров. Но встречаются и те, кто действительно ждёт повышенного внимания от окружающих. В числе последних иногда бывают те, кто с рождения незрячий. Такое поведение есть цепочка причинно-следственных связей.
Когда рождается ребёнок с проблемным зрением, то родители, с одной стороны, стараются оградить его от опасностей окружающего мира и многое за него делают. В то же время, многое выполняя за ребёнка, родители мало уделяют времени его развитию. А на воспитание и развитие таких детей нужно тратить намного больше времени и сил, чем на обычных.
Дети учатся на подражании – они повторяют то, что видят в поведении родителей, в том числе они видят, что такое «сидеть» и как «ходить». А незрячий не видит, он всё воспринимает тактильно и на слух. На слух хорошо, но тогда, когда есть представление, о чём говорят. А если представления нет, то его следует формировать – правильно усаживать ребёнка, объяснять каждое действие. Это непросто, и, к сожалению, не все родители это понимают. В результате ребёнок привыкает к постоянной заботе и опеке, и тому, что многое выполняют за него. Вырастая, он ждёт заботы о себе и от окружающих, но не всегда её получает. От этого случаются обиды и, как следствие, – неврозы и отставание в развитии.
- И что же делать?
- Расскажу на примере нашей работы. Мы стараемся доходчиво объяснять родителям и их детям, как себя правильно вести и почему не следует совершать те или иные поступки. Детям стараемся объяснять, что они могут услышать отказ на свои пожелания, и почему не следует на это обижаться. Учим родителей со временем отпускать детей на необходимую дистанцию, а детей – самостоятельности и правильной коммуникации с окружающим миром.
Глыба неизбежности
- А с какими проблемами сталкиваются те, кто утратил зрение по каким-то причинам?
- Перед такими людьми вырастает глыба неизбежности. Им необходимо не упасть духом, принять ситуацию и смириться с ней. После чего, трезво оценив свои возможности и способности, осваивать новые специальности. Не всегда получается это сделать самостоятельно. Благо в Воронеже есть специальные курсы реабилитации, где людей с полной или частичной потерей зрения учат адаптироваться к новой жизни и помогают освоить новую профессию. Сама через это проходила, поэтому знаю, о чём говорю.
- Среди незрячих есть люди, кто отметился выдающимися способностями и не только адаптировался к своему состоянию, но и сумел помочь другим?
- Да, таких немало. Среди незрячих встречается много талантливых музыкантов. Один из них – Александр Ефимов. Парень потерял зрение в раннем детстве. Однако он много чего добился. Он жизнерадостный музыкант, который играет на разных инструментах, выступает в своей группе на барабанах и сессионным музыкантом в других коллективах. Также он пишет аранжировки и преподаёт музыку.
Как он сам рассказывал, в детстве отец брал его с собой в гараж, где давал сыну играть с гайками, болтами и несложными механизмами. Так мальчик развил мелкую моторику и получил представление о возможностях своего здоровья.
Досье
Юлия Юрьевна Борисова родилась в 1985 году в Бутурлиновке. После школы отучилась в юридическом колледже, однако из-за особенностей своего зрения по специальности работать не пошла. Окончив специальные компьютерные курсы, она поступила на коррекционную кафедру в Воронежский педагогический университет на специальность педагога-психолога. Обучаясь на третьем курсе, в 2010 году посвятила себя работе с незрячими людьми в библиотеке имени В.Г. Короленко. Сейчас она психолог и руководитель инклюзивной творческой лаборатории. Замужем, воспитывает двух детей.