243

Для онлайн-покупок – отдельная сим-карта. Как защититься от спам-звонков

pixabay.com / pixabay.com

Проблема спам-звонков не теряет своей актуальности. Назойливые рекламные предложения регулярно поступают нам со всех сторон, отвлекая от работы и других дел. При этом, чаще всего, номера телефонов используются без согласия абонентов.

Как номера телефонов попадают в общий доступ и как защититься от назойливых звонков, «АиФ-Воронеж» рассказал ведущий эксперт компьютерно-технического направления компании в сфере информационной безопасности Федор Музалевский.

Человеческий фактор

Валерий Чирков, «АиФ-Воронеж»: Федор, как номера телефонов попадают в общий доступ?

Федор Музалевский: В утечках информации значительную роль играет человеческий фактор. Злоумышленник может получить базу номеров по двум основным каналам. Первый — через сотрудника легитимно собирающей номера телефонов организации. Он ворует базу и продает ее злоумышленникам. Есть даже прецеденты, что люди специально устраиваются на работу, чтобы украсть базу. Второй — базы клиентов у компаний крадут хакеры. Может быть и другой вариант, когда сотрудника оператора связи обманул злоумышленник, представившись начальником, и потребовал прислать ему списки на почту. Сейчас такие случаи редки, так как закон о защите персональных данных препятствует их разглашению.

- Какие организации могут собирать номера телефонов?

- Это операторы связи, коммунальные службы, магазины, сервисные службы, страховые компании. Все, кто работает с клиентами. Базу они собирают абсолютно законно и используют ее для всевозможных оповещений. К примеру — о необходимости оплатить квитанции, об истечении страховки или сроках действия акций.

- Компании несут ответственность за утечку информации?

- За нарушения 152 ФЗ «О персональных данных» грозят достаточно крупные штрафы. Минкомсвязи за этим следит. Но проблема в том, что когда вам звонит рекламный робот, то вы не знаете, откуда ваш номер попал к спамерам. Соответственно неизвестно, кого привлекать к ответственности. Кстати, законодательство и вся информационная безопасность направлены на то, чтобы минимизировать вероятность утечки, но не полностью исключить ее. В любом случае часть телефонов попадет в общий доступ.

Деньги не спишут, но время потратят

- Какие неприятности могут нести такие звонки?

- Первое — такие звонки раздражают и отвлекают. Второе — номер может попасть в базу злоумышленников, которые занимаются интернет-мошенничеством. Существуют целые преступные группы, которые крадут личные данные, а потом выманивают деньги, начиная от SMS с просьбой прислать деньги на счет, так как баланс на нуле, и, заканчивая требованиями перевести сумму, якобы, чтобы родственник избежал уголовной ответственности.

- Как быть, если звонит незнакомый номер? Отвечать или нет?

- За входящий звонок операторы не имеют права списывать деньги. Поэтому если мы возьмем трубку, деньги не спишутся, мы просто потратим свое время. Можно трубку не брать, но многим приходится это делать по работе — вдруг звонок важный. Есть другой способ — сразу на звонок не отвечать, а посмотреть данные по звонившему телефонному номеру на специализированных сайтах. И только после решить, перезванивать или нет.

Личные данные храним в секрете

- На каких сайтах не стоит публиковать номер телефона?

- Лучше вообще нигде в интернете телефон не размещать. А на сомнительных сайтах тем более лучше не регистрироваться. Кстати, совсем не факт, что крупная и известная площадка лучше защищена. Чем крупнее ресурс, тем больше хакеров злоумышленники привлекают для получения баз клиентов. 

- Как уберечься от назойливых звонков?

- Лично я пользуюсь приложениями, которые выявляют спам. Во многих современных телефонах они уже установлены. Если такого приложения на устройстве нет, можно установить его из официального репозитория Google или Apple. Устанавливая приложение, надо обязательно смотреть на положительный рейтинг и большое количество скачиваний. Программы с количеством скачиваний в одну-две тысячи вас интересовать не должны.

Отмечу, что особенно не стоит доверять свой номер сайтам объявлений. У хакеров есть специальные программы, которые анализируют попавшие в общий доступ данные. К примеру, если вы когда-то продавали стиральную машину, то вам будут звонить компании или злоумышленники, которые специализируются в сфере бытовой техники. Если приходится что-то продавать или покупать через интернет, заведите отдельную сим-карту, сделайте переадресацию на основной номер, а после того, как объявление будет закрыто, выбросьте карту.

На разных форумах тоже стоит быть осторожнее. Если вы где-то пишете, что ремонтируете квартиры и указываете свои данные, то велика вероятность, что к вам обратятся злоумышленники с просьбой, к примеру, перевести им деньги на телефон, чтобы они вам перезвонили по поводу ремонта. Всю конфиденциальную информацию можно обсуждать только в личных сообщениях. Вообще, правило «держать все в секрете» распространяется не только на телефонный номер, но и на другие данные, такие как номер банковской карты или адрес почтового ящика. Это также важно, как мыть руки, когда приходишь с улицы домой.

- Как обезопасить пожилого человека от спам-звонков?

- Пожилым нужно знать те же самые правила. Также для них можно оформить два телефонных номера. Один для коммунальщиков, магазинов, скорой помощи и ведомств, а другой — только для близких родственников. Можно даже купить пенсионеру два разных телефона, чтобы он не путался. Отмечу, что пожилые люди часто более доверчивы, в отдельных случаях менее социально защищены. Им стоит бояться не спам-звонков, а именно звонков от злоумышленников, которые просят совершить какие-то действия, к примеру — срочно перевести деньги на неизвестный счет. Если собеседник на другом конце провода настаивает на срочности, то это на 99% злоумышленник. У них один из козырей — оперативность. А если потянуть время, то они часто сами отключаются. Поэтому в любой непонятной ситуации пенсионеру следует звонить сыну, дочери, супругу, родственнику, подруге, в полицию, в свой банк. Впрочем, этот совет актуален не только для пенсионеров, а вообще для всех, кто сомневается в легитимности входящего звонка.

Комментарий юриста

Юрист компании в сфере информационной безопасности Елена Хомякова отмечает:

«Массовая рассылка и обзвон регулируются законами о «О рекламе», «О связи» и «О защите персональных данных». Для легального сбора базы подписчиков рассылки необходимо заключить договор с потребителем, получить его разрешение на отправку рекламы и согласие на обработку его персональных данных. А при использовании базы чужих номеров рекламщик должен удостовериться, что их владельцы разрешили передачу своих персональных данных третьим лицам.

Если рекламные спам-звонки поступают от реально существующей компании или от индивидуального предпринимателя, то помогают обращения на горячую линию. Нужно попросить зафиксировать сообщение о том, что вы просите прекратить присылать вам рекламу. Можно сказать, что звонок записывается и если спам-рассылка или звонки не прекратятся, то будет отправлено заявление в Роскомнадзор. Обычно этого бывает достаточно.

Если же звонки и SMS продолжают поступать, нужно написать заявление в произвольной форме и отправить его в Роскомнадзор. На их сайте есть специальная страница для заполнения заявления. По времени подача заявления в ведомство занимает не более десяти минут. А потом все общение по жалобе происходит по электронной почте».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах