В России создаётся интегрированная структура ракетного двигателестроения. Планируется, что возглавит её химкинское НПО «Энергомаш». Недавно в очередной раз было заявлено, что в объединение войдут Воронежский механический завод (ВМЗ) и КБ химавтоматики. Своим мнением об этих планах поделился экс-депутат, председатель комитета по наукоемким технологиям Госдумы, бывший директор ВМЗ Георгий Костин.
Старый новый двигатель
Юрий Голубь, «АиФ-Черноземье»: Георгий Васильевич, чем обернётся реформа для Воронежского механического завода и отечественного ракетостроения в целом?
Георгий Костин: Вероятно, грамотное объединение всех двигателестроительных предприятий помогло бы как-то сосредоточить усилия. Но сейчас происходит вопиющее безобразие. Завод забирают только для того, чтобы превратить в мастерскую опытных агрегатов для КБХА.
В НПО «Энергомаш» входит пермский завод «Протон», который в течение нескольких лет был наполнен современным оборудованием. «Протон» не загружен - почему бы не загрузить его, разрушив ВМЗ? Но двигатели, которые сейчас делает ВМЗ, никуда передать нельзя: другому заводу потребуется пять-семь лет, прежде чем на этих двигателях смогут полететь космонавты.
И вторая сторона: «Энергомаш» в течение последних десяти лет не сделал никаких новых разработок и 50% своего бюджета получает от продажи двигателей в Америку. В этом году продажи заканчиваются. И что делать?
По ТВ сообщали, что «Энергомаш» создал «новый сверхсовершенный двигатель» на 800 тонн тяги, и это чуть ли не поставит Америку на колени. Да, такой двигатель действительно создан, но не в 2019, а в 1985 году - для ракеты-носителя «Энергия». Он прошёл два лётных испытания в 1987 и 1988 годах и на современный шедевр, естественно, не тянет. Дальше его начали «крошить». Разделили пополам и продают в Америку. Выделили четвёртую часть и собираются использовать для будущих ракет. Это старый двигатель и хвастать тут абсолютно нечем. Да, он годится, чтобы восстановить «Энергию» и поставить его на первую ступень. Не более того.
- В ближайшие годы должна быть создана ракета сверхтяжёлого класса. Что для этого делается?
- Для ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, выводящей на орбиту более 100 тонн груза, нужен водородный двигатель, который делал только ВМЗ и 15 товарных экземпляров которого есть в наличии. Если ВМЗ не дадут восстановить его производство, тяжёлой машины не будет. Ракета без водородного двигателя, на 800 тонниках «Энергомаша» выводит в космос не более 80 тонн груза. «Энергия» с водородными двигателями ВМЗ в 1987 году вывела в космос имитатор лазерного оружия весом 108 тонн.
И американцы, и китайцы делают такую машину с водородом. А мы, «самые умные», отказались.
Кто возьмёт ответственность?
- Так есть ли альтернатива?
- Есть большая группа во главе с бывшим министром общего машиностроения СССР Олегом Баклановым. В неё входят ведущие специалисты НПО «Энергия». Она подготовила предложение о создании сверхтяжёлой ракеты-носителя не в 2028, а в 2022 году.
В свой последний приезд Дмитрий Рогозин сказал, что ВМЗ нужно передать в новую структуру до 1 января 2020 года. Но такое же задание поручали выполнить до конца 2017, а потом – до конца 2018 года. И я очень рад, что всё перенесли ещё на год.
- Есть основания надеяться, что планы кардинально изменятся?
- Недавно Дмитрий Рогозин докладывал президенту, что облик сверхтяжёлой ракеты уже разработан. С моей точки зрения, облик – хуже не придумаешь. Его отправили в правительство, но там не утвердили. Срочно начали искать новые варианты. И у вице-премьера Юрия Борисова лежит подписанная примерно 10 специалистами, в том числе генералами, бумага, в которой сказано, как в 2022 году можно сделать тяжёлую машину.
Первое указание президента о необходимости создать сверхтяжёлую ракету было в 2013 году. Прошло пять лет. Что сделано? Ноль. 31 января 2018 года был выпущен повторный указ. Прошло ещё полтора года. Что сделано? Ничего. Я убеждён: в «Роскосмосе» сегодня нет человека, который взял бы на себя ответственность за создание такой машины. Вот и предлагают «поделки» на ближайшие годы.
- А как скажется перевод Воронежского мехзавода в новую структуру на экономике региона?
- Лицо Воронежа создавали три завода: наша уникальная «Электроника», авиационный завод и ВМЗ. Это были три знамени, которыми Воронеж гордился и за которыми можно было идти. «Электроники» нет, авиазавод делает по паре самолётов в год. И если будет угроблен ВМЗ, то Воронеж как город высоких технологий, по сути, умрёт. Я считаю, что администрация Воронежа должна не просто заняться этой проблемой, а бить в набат.
У ВМЗ есть две работы, которые могут восстановить научный потенциал города и существенно пополнить его бюджет. Водородник и квантовый двигатель Леонова. ВМЗ с фирмой «Квантон» этот двигатель испытали, подтвердили его уникальные характеристики, предложили делать в Воронеже. Роскосмос наше предложение не принял. Администрации Воронежа, видимо, невдомёк.
Несколько лет назад ВМЗ передали Центру им. Хруничева, двигательный завод – ракетному комплексу. Этого делать нельзя! Потому что завод должен поставлять двигатели всем ракетчикам, а не принадлежать одной фирме. Но самое главное, что Центр им. Хруничева уже должен больше 100 миллиардов рублей. Эти долги легли и на филиал – ВМЗ.
Сейчас его снова передают в новую структуру как филиал. Я считаю, что губернатор должен стоять насмерть. Завод входил в десятку лучших предприятий Советского Союза, оставьте его, у нас есть, чем его загрузить.
Это старая история. В своё время я, будучи депутатом, помог отстоять «Созвездие», чтобы его не передали в Москву. Теперь всё-таки передали. Почему мы не боремся за свои предприятия?