Близится 1 сентября, но уже понятно, что в День Знаний за свои парты сядут не все ученики: сразу в девяти школах области срывается разрекламированная программа капитального ремонта.
Сразу скажем, в программу попали не все учебные заведения, которым этот ремонт необходим. И пока на месте легендарного яблоневого сада, долгие годы служившего визитной карточкой Воронежа, строится образцово-показательная, «вторая в России» мегашкола, многие ученики в районах области обходятся без горячей воды, спортзалов и столовых.
Не рассчитали
В День знаний в Воронежской области откроются три новых школы – в сёлах Садовое Аннинского района, Новой Усмани и городе Борисоглебске. Детям, которые там будут учиться можно только позавидовать. В отличие от их ровесников из старых школ.
О планах капитально отремонтировать воронежскую гимназию им. Никитина чиновники заговорили ещё в прошлом году. Построенное 60 лет назад здание было в плачевном состоянии из-за чего, например, пришлось прекратить занятия в спортзале. Ожидалось, что уже в новом учебном году дети будут учиться совсем в других условиях. Но вышло так, что только в июле и лишь со второй попытки власти нашли единственного подрядчика. Удивительно, но чиновники продолжали утверждать, что к 1 сентября всё будет готово. И только спустя пару недель признали очевидное: учеников придётся временно распределить по другим школам.
Между тем на конец прошлого года только официально капремонт требовался 68 школам области. Тогда сообщалось, что 14 из них включат в программу реконструкции. На деле в региональный проект «Модернизация школьных систем образования» вошли 11 заведений. Всего на ремонт отводится 502,7 млн руб., в том числе 422,3 миллиона – из федерального бюджета. Изначально предполагалось, что девять школ буду отремонтированы к 1 сентября, ещё две – в следующем году. Однако сегодня понятно, что программа провалилась. После летних каникул ученики вернутся только в Первомайскую школу Эртильского и Русановскую – Терновского района.
Остальным придётся ютиться под чужой крышей. Не повезло ученикам Богучарской школы № 2, Павловской № 3, Семилукской № 1, Ольховатской и Марковской в Каменском, Александровской в Павловском, Старокриушанской в Петропавловском, Новосильской в Семилукском районе и уже упомянутой Никитинской гимназии.
Разумеется, всё объясняется подорожанием стройматериалов. По данным Росстата, в первой половине этого года по сравнению с тем же периодом года прошлого цены на стройматериалы взлетели на четверть. Впрочем, уже в апреле они росли медленно, в мае остановились, а летом начали падать.
В тесноте и обиде
И всё же рано или поздно жертвы затянувшегося капремонта вернутся в обновлённые классы. А вот ученикам Гремяченской средней школы это не светит – она в программу не попала. Несмотря на то, что там нет ни спортивного, ни актового залов, ни даже столовой.
Ученики переодеваются в коридоре и сидят в тесных классах, а учителя начальной школы ходят в туалет на улицу. Рядом со зданием – прикрытая старыми досками сливная яма.
Гремяченская школа была построена ещё в 30-е годы. Полвека спустя, в 80-е, начали рыть котлован под новое здание, но не успели – социализм закончился. С тех пор родители много лет пишут во все инстанции – от местных до высших, но ответные обещания до сих пор остаются напрасной порчей бумаги. Судя по этим ответам, как минимум с 2012 года чиновники собираются возвести пристройку со столовой и спортзалом. Кажется, даже проект готов, но необходимая документация застряла где-то на пути из районной в областную администрацию.
Есть печальные примеры и в областном центре. Например, школа № 16, где нет даже горячей воды.
Сквозь пробки к звёздам
На этом фоне звучат регулярные отчёты о том, как идёт строительство мегашколы. Первоначально её объявляли крупнейшей в России, потом выяснилось, что нижегородские чиновники примерно в два раза переплюнули воронежских по гигантомании.
И всё же масштабы впечатляют: 2,8 тыс. мест и 60 тыс. кв. метров помещений, дизайн, напоминающий собранную из модулей космическую орбитальную станцию. Каждый блок посвящён отдельным направлениям знаний: гуманитарным, естественным, техническим наукам. В центре – четырёхэтажный атриум и амфитеатр на 700 мест. Коворкинги, медиазона, центр школьного самоуправления и даже литературный клуб с медиакафе – что это такое, не очень понятно, но звучит круто.
Вместо столовой – ресторан с несколькими залами на разных этажах: предполагается, что ученики смогут заранее заказывать блюда через приложение. «Умные браслеты и гаджеты будут помогать в наблюдении за индивидуальной активностью каждого ребенка, чтобы оценивать его заинтересованность учебным процессом» — вот это, пожалуй, даже пугает.
На улице – «площадка для летательных аппаратов», искусственный водоём и станция юных натуралистов, но не простая советская, а с «биоплато с водными растениями и рыбками». А ещё – велодорожки и летняя эстрада.
Осталось всё это воплотить в реальности. Подрядчика в прошлом году нашли только со второй попытки – им стала белорусская фирма «Стройинжиниринг». На работы отвели 3,5 млрд руб., но даже такой мегасуммы хватает впритык – из-за тех же подорожавших стройматериалов.
Между тем проблемы могут возникнуть и с электронным наполнением классов, лабораторий, ресторана и т.д. Как рассказали в одной из воронежских фирм, поставляющих школьное оборудование – интерактивные доски, мультимедийные кафедры и т. д., – по известным причинам, осталась доступна только отечественная и китайская продукция. Причём, китайская – отнюдь не высшего качества: например, Huawei с Россией работать тоже перестала.
И всё же находчивость чиновников нельзя не отметить: найден способ выдать уничтожение зелёных зон и градостроительные ошибки за выдающееся социальное достижение. Бездумная застройка лишила жителей Северного нормальных школ в шаговой доступности, зато теперь можно похвастать чуть ли не всероссийским рекордом.
Планируется, что «звездолёт знаний» примет первых учеников уже в следующем году. Однако, например, новая дорога шириной 40 м на ул. Загоровского – от ул. Шишкова до ул. Ломоносова, - пока только в планах. Как рассказали в мэрии, проект и госэкспертиза должны быть готовы к концу года: «Нужно получить положительное заключение. А потом уже говорить о суммах, сроках и т. д.».
Но мегашкола уже настолько разрекламирована, что можно не сомневаться: детей туда будут возить со всего города. Так что появится ещё одна уважительная причина пробок.
Комментарий эксперта
Проектировщик Сергей Покровский:
«В Северном районе высокая плотность застройки и проблемы с выделением земли. Город развивается именно в ту сторону: на юге мы ограничены «Балтимором», на западе – рекой Дон, на востоке – пригородами. Поэтому на участке, который удалось найти, строят такую большую школу. Безусловно, это не очень хорошо. Школа должна быть не большая, но своя. Это более управляемая структура.
Раньше был более системный подход к проектированию. Был генеральный проектировщик – «Воронежгражданпроект». С ним всё согласовывалось в соответствии с разработанными на перспективу проектами детальной планировки. Было понятно, как город будет развиваться: что пойдёт под снос, где будут расширять проезжую часть и т. д. Даже если проектировался один дом, это согласовывалось с развитием всего микрорайона. Для расчёта необходимой социальной инфраструктуры ежегодно – а иногда даже ежеквартально – анализировалась демография: количество детей ясельного, детсадовского и школьного возраста. Детские сады и школы располагали в шаговой доступности.
Были типовые и индивидуальные проекты школ. Должен сказать, что это школа – очень сложный объект. Классы должны быть хорошо освещены, а значит, глубина помещений ограничена. Было прописано, какую площадь отвести под спортивную площадку, пришкольные клумбы и т. д. Рядом с крупными школами располагали стадионы.
Строительство мегашколы – вынужденная мера. Можно сказать, эксперимент. Такие школы начали строить в очень крупных городах, где дома в 25 этажей – норма. Отсюда и проблем пробок. Родители отвозят ребёнка в школу, потом едут на работу, вечером – забирают. Всё потому, что нет системного подхода».
Глас народа
Жительница микрорайона «Электроника» Елена Упырева:
«Школы в нашем микрорайоне нет до сих пор. Сейчас ближайшая «началка» - рядом с остановкой Остужева, но нашему ребёнку все девять классов приходилось ездить аж в девятую гимназию. Там до сих пор дети учатся в две смены. Продлёнка только платная.
Конечно, это очень неудобно, особенно во вторую смену, ведь не все дети самостоятельны. Сначала нам помогала знакомая – бабушка одноклассника, но с четвёртого класса сын уже ездил сам.
Сейчас строится школа в соседнем микрорайоне «Процессор». Если туда будет ездить автобус, это будет удобнее. По крайней мере, те, чьих детей возят в новую школу в Репном, довольны».