Воронежская прокуратура возбудила восемь административных дел по статье «Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами».
За слишком долгое устранение аварий «Квадру» и «РВК-Воронеж» накажут. Как именно, решит региональная Госжилинспеция.
А кто хозяин?
Аварии на теплосетях зимой в Воронеже не редкость. Прорывы канализации или водопровода случаются ещё чаще. Например, в мае 11 дней без горячей воды сидели жители ул. Ростовской. Аварию так долго устраняли потому, что сети оказались бесхозными, а сам прорыв случился в районе автопарковки. Также в мае из-за аварии полдня больше десятка улиц в Советском и Ленинском районах Воронежа были без электричества. 13 июня почти целый день сотни воронежцев в Центральном и Ленинском районах оставались без горячей воды из-за врезки нового трубопровода по улице 20-летия Октября.
А 20 июня более 80 многоэтажных домов остались без воды из-за аварии на водоводе по улице 40 лет Октября.
«Срок эксплуатации многих труб, проложенных более полувека назад, истёк, — комментирует председатель Общественного совета по ЖКХ при мэре Воронежа Лариса Тулинова. — Аварии случаются также из-за того, что новые дома подсоединяют в существующие сети, увеличивается нагрузка. По этой причине на верхних этажах часто падает давление воды. К тому же нет точных данных, где чьи сети и кто за что отвечает. Большие претензии к „РВК-Воронеж“ — к устранению аварий иной раз там приступают только через двое-трое суток, так как сначала выясняют, кому принадлежат сети. Если они бесхозяйные, то ждут гарантийного письма от местного управления ЖКХ о том, что им эти работы оплатят. Почему нельзя согласовать документы после? Ведь в любом случае устранять аварию будет эта компания — она у нас единственный гарантирующий поставщик!»
Лариса Тулинова отмечает, что по нормам Гостроя РФ, допускается отключение электроэнергии разово не больше чем на четыре часа (при повреждении внутридомового кабеля — не более двух часов) и не больше восьми часов в месяц. Грязная вода из крана более суток — тоже нарушение. За качество услуг водоканала, энергосбытовой компании, котельных отвечает Роспотребнадзор. Если речь идёт о длительном отключении, следует написать в прокуратуру. Нарушения можно отследить как по журналам аварийных служб, так и по количеству жалоб.
Ответят рублём
С 1 июня существенно подняли штрафы «за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами» — размер взысканий увеличился до 100 тыс. рублей, в то время как раньше он не превышал 1 тыс. рублей для должностных и 10 тыс. рублей — для юридических лиц ресурсоснабжающих организаций (РСО). Причём, за повторное нарушение отныне штрафы в два раза выше. Нововведение связано с тем, что до последних изменений РСО несли минимальную ответственность за нарушения по сравнению с УК, ТСЖ и СНТ.
«На деле штрафы так и остались небольшими, — констатирует Лариса Тулинова. Но дело даже не в них, а в человеческой ответственности перед людьми. Конечно, коммунальных аварий было бы меньше, если бы вовремя следили за хозяйством и обновляли оборудование. Модернизация проводится, к сожалению, не в том объёме, как требуется».
Кстати, в отличие от ресурсоснабжающих организаций, если жильцов не устраивает качество обслуживания дома, они могут сменить управляющую организацию.
«Однако на деле это сделать нелегко, — отмечает общественница. — Многое зависит от активистов дома: они должны зафиксировать факты некачественного обслуживания, убедить большинство собственников квартир перейти в новую УК и провести общее собрание. Возможно, в новой организации захотят увеличить тариф на обслуживание дома, а с этим согласятся не все собственники. Тем не менее, за месяц в ГЖИ поступает несколько десятков протоколов о смене управляющей компании».