Возмущение воронежцев качеством жилищно-коммунальных услуг давно стало притчей во языцех. Очень трудно найти сейчас жителя многоквартирного дома, довольного состоянием своего подъезда, подвала, двора и уж тем более начислением квартплаты. Поэтому прямой эфир с новым руководителем региональной Госжилинспекции, прошедший в пабликах облправительства, вызвал немалый интерес пользователей соцсетей.
Дмитрий Соломаха в коммунальной сфере не новичок. До своего назначение на должность руководителя ГЖИ возглавлял городское управление ЖКХ. И вот, впервые в новой должности он отвечал на вопросы воронежцев, не все из которых были приятными.
Куда жаловаться?
Чиновник сразу заявил, что его цель – сделать работу инспекции более прозрачной. Например, инспекторы начали размещать все заявления по поводу перехода домов от одной УК к другой во всех пабликах ГЖИ. В первый месяц появилась около 300 таких заявлений. Таким образом решается сразу две проблемы – поддельных протоколов и оперативности: инспекция может быстрее реагировать на поступающую информацию и при необходимости обращаться в правоохранительные органы.
Кстати, с 1 января изменилось законодательство, и теперь ход капремонта также под надзором ГЖИ. Она имеет право проверять выполнение работ, качество материалов, то есть проводить весь спектр контрольных мероприятий по домам, где проходит капремонт.
Вот и в ходе прямой линии многие жаловались на низкое давление в водопроводных сетях. Но, как ответил глава ГЖИ, вопросы тепло-газо и водоснабжения относятся к компетенции не УК, а органов местного самоуправления. Так что жаловаться нужно туда – чиновники должны понудить ресурсовиков обеспечить надёжную поставку ресурса.
«Если УК упорно не устраняет течь в подвале, и всё это длится месяцами, что делать жильцам?» – спросил совета один из участников прямого эфира.
«Нужно подать письменное заявление в инспекцию, чтобы та могла провести контрольно-надзорные мероприятия, - ответил Дмитрий Соломаха. – Желательно подать заявление через Госуслуги, через ГИС ЖКХ, тогда всё будет быстрее. И уже по результатам проверок мы примем меры к УК. Благо, основная масса управляющих компаний старается не доводить дело до суда и выполняет предписания ГЖИ добровольно. Но в 2022 году у нас были девять примеров положительного решения вопросов через суд. В основном они касались перерасчётов по ЖКУ».
«Почему УК не приводит в порядок дворы после аварийно-ремонтных работ?» - поинтересовался другой воронежец.
«Приведением в порядок дворов – тех же дорог или газонных покрытий после аварийно-ремонтных работ должна заниматься та организация, которая осуществляла эти работы», - пояснил чиновник.
«В подвале нашего дома произошёл пожар, мы чуть не погибли. Потом пожарные залили три квартиры. Должна ли УК нести ответственность за случившееся в подвале ЧП?» - обратилась с вопросом жительница Воронежа.
«Подвал – общедомовое имущество и прямая зона ответственности УК, - подтвердил глава ГЖИ. – Управляющая компания должна компенсировать ущерб. Если отказывается – обращайтесь в суд».
Ещё один вопрос касался общедомовых приборов учёта: можно ли обязать УК устанавливать ОДПУ на домах без общего собрания?
«Нет, ОДПУ – это общее имущество дома и решение об его установке должны принимать собственники, - пояснил Дмитрий Соломаха. – При этом обязательно нужно учитывать технические возможности установки данных приборов на конкретном доме. Сразу скажем: не во всех домах такая возможность имеется.
Через интернет надёжнее
По словам главного коммунального инспектора, если вы недовольны своей УК, то лучшее решение – сменить её на общем собрании или организовать ТСЖ. Но всегда ли можно доверять общим собраниям? Ведь случаев подделок протоколов общих собраний известно множество, и такие фальшивки то и дело продолжают всплывать.
«Проверка подлинности подписей по протоколам общих собраний на сегодня в компетенции правоохранительных органов. Однако сейчас в Госдуме рассматривается вопрос о наделении такими же полномочиями ГЖИ. Если законопроект будет принят, проверка подписей также станет одной из составляющих работы инспекции», - сообщил Дмитрий Соломаха.
Кстати, собрание не обязательно проводить очно. Хорошее решение – организовать его через систему ГИС ЖКХ. Тогда жители смогут быть уверенными, что за них никто не проголосует. Люди преклонного возраста, не владеющие интернетом, должны иметь возможность голосовать по старинке – на бумаге. Тогда разместить эти данные в системе ГИС ЖКХ для учёта должен будет организатор собрания. При этом система сама сформирует протокол и сама всё подсчитает.
К слову, на сегодня в регионе лицензии на осуществление деятельности имеют 406 управляющих организаций, но по факту работают только 211 из них. В 2022 г. стартовало перелицензирование УК, 178 организаций подали заявления на продление лицензии, которая выдаётся на пять лет. Из этого количества 48 организациям лицензии не продлили. Причина – нераскрытые информации в системе ГИС ЖКХ или грубые нарушения по задолженности перед поставщиками ресурсов. Был также выявлен случай, когда к управлению допустили человека, имеющего судимость за экономические преступления.
Впрочем, сейчас правительством продлена возможность перелицензирования, и даже не допущенные организации могут до 1 марта устранить нарушения и вновь предоставить в ГЖИ свои документы. Тогда у них появится возможность повторно пройти процедуру продления лицензии.
Хотим капремонт
Немало воронежцев не довольны перенесёнными сроками капремонта своих домов. Поэтому у инспектора спрашивали, можно ли ускорить работы и что для этого нужно сделать?
Куда обращаться при выявлении дефектов после выполнения работ по капремонту – в ГЖИ или в фонд капремонта?
«Сначала конечно, в фонд, - ответил Дмитрий Соломаха. – Претензию нужно направлять заказчику. У них есть куратор – департамент ЖКХ и энергетики области. И уж если там не реагируют, пишите заявление нам.
Но можно ли рассчитывать на скорое решение вопросов? Ведь, по закону у ГЖИ есть аж 30 рабочих дней на рассмотрение заявлений. По заверениям руководителя инспекции, они стараются работать по жалобам как можно быстрее, но очерёдность никто не отменял, так что обращайтесь и ждите. Ответ обязательно последует.