aif.ru counter
131

«За семь вёрст киселя хлебать». О подлинной жизни крестьянской семьи

Музей крестьянского быта «Гостеприимный дом бабушки Марии» был открыт 3 октября 2010 года в селе Хвощеватка Рамонского района. Основала его вместе со своей семьей профессиональный музейный работник и внучка бабушки Марии – Елена Виноградова. Она рассказала о создании и концепции музея, а также о том, почему важно сохранять своё прошлое. 

Музей крестьянского быта
Музей крестьянского быта Фото: АиФ

Место силы

«Это родовое имение нашей семьи и старинный уголок хвощеватской жизни, – отмечает Елена Виноградова. – Хвощеватка – это удивительное место, где жили несколько народов – малороссы, великороссы, паны и казаки. Поэтому здесь и появилась необычная смешанная культура. Сейчас Хвощеватка почти перестала существовать как село. Наш музей взял на себя миссию очага культуры. Мы стараемся через призму отдельно взятой семьи – основателей этого населенного пункта казаков Парфеновых – рассказать об истории села и людях, которые здесь когда-то жили. 

Бабушка наша Мария Константиновна все время говорила: «Девки, берегите это богатство». Мы тогда не понимали, о каком богатстве идёт речь – маленькая полуразрушенная изба, заброшенный сад – вот и всё её богатство. Но с возрастом стало ясно, что она имела в виду богатство нашей местной культуры.

Хвощеватка – это больше, чем родина, это место силы. Процесс восстановления идёт долго, потому что мы сначала всё это делаем на общественных началах. Маленькими шажками мы вышли на пространство нашей страны. Мы участвовали во всевозможных туристических национальных форумах и конкурсах – теперь нас многие знают. 

В 2015 году мы защитили проект «За семь вёрст киселя хлебать» и заняли третье место в России в национальной туристической премии в номинации «лучший культурно-познавательный маршрут». Бабушка Киселёва любила очень кисели. Для того, чтобы сюда поехали туристы, нам надо создавать инфраструктуру, но мы верим, что всё это будет».

Мир бабушки

«Концепт нашего музей – это мир бабушки. Ведь у нас у всех в жизни была бабушка. У каждого своя. Но есть много схожего между ними. И самое главное – это дверца в детство. Бабушка со своим бытовым колоритом, со своими сказками, суевериями, мышлением, необычным языком с самых первых лет входит в нашу жизнь, мы ищем ответы на вопросы и познаём мир вместе с ней. К нам приезжают люди и говорят: «Здесь пахнет, как в доме моей бабушки». Тогда мы понимаем, что на верном пути, – рассказывает Елена Виноградова. – Этот мир бабушки мы и хотим дарить людям, придумывать всякие интересные программы, чтобы нашим посетителям было любопытно возвращаться сюда вновь и вновь.

Мы проводим туры выходного дня. В тёплое время года принимаем гостей и в праздничные дни. Зимой у нас практикуются вечёрки. Мы проводим посиделки с фольклором – поём песни, играем в игры, пьём чай.  

Вообще мы думаем расширяться. Нам мало одного музей. Хотим создать историко-культурный русский центр «Марья» – заниматься издательской деятельностью, авторскими турами и интерактивными программами. Создаем Академию бабушки Марии. Сейчас я мечтаю сделать игровую зону – семь русских качелей. Чтобы люди приезжали и окунались в местный колорит и культуру, вспомнили русские забавы. Охватывать все сферы жизни – и труд, и отдых, и развлечения. 

К нам любят приезжать москвичи, в прошлом году приезжали три семейные группы из Швейцарии. Иностранцы хотят видеть не лубочную картинку, а настоящую, подлинную деревню».

Музей крестьянского быта
Музей крестьянского быта Фото: АиФ

О жизни бабушки Марии

В музее постарались воссоздать прижизненную обстановку бабушки Марии. Родилась она в 1909 году, а ушла из жизни в 2001 году. Как она сама любила говорить, жила при трёх режимах. Застала дореволюционное детство, потом строила советскую власть и захватила развал Союза. Как вспоминает её внучка, она всегда была впереди всех. 

«Семья её до Революции была зажиточная – середняки. Этот дом с завалинкой в 1899 году построил её отец Константин Парфёнов. Здесь была русская печь, но потом её разобрали, так как она занимала много места, и построили «голландку», – вспоминает внучка. – Бабушка вышла замуж «тридцати годочков честною». За Александра Кисилёва. Во время войны Хвощеватка была оккупировала и жителей интернировали в лагерь. Бабушка спасла маме жизнь – им удалось вырваться из лагеря и спастись. Она привязывала рушником дочь к телу и прятала её таким образом. Вернулись обратно уже в 1943 году. 

Здесь есть вещи 19 и 20 веков. Петельчатые ковры ручной работы, сундуки, прялки. Мы стараемся сохранить всё, как было при ней. Многие предметы быта держали в руках несколько поколений рода. Они помнят тепло рук хозяек того времени. Есть очень много предметов интерьера и быта, которые уже ушли из жизни, но здесь они снова оживают. Почему, например, притолоки низкие? Потому что принято было поклониться перед входом в дом по русскому обычаю. Почему ложечку на хлебушек класть нужно? Чтобы щи не расплескались. Гостей мы угощаем фирменными бабушкиными блюдами – выпечкой, чаем на травах, грибной похлебкой».

Иностранцы в своей стране

«Сохранять память о своей семье, народе – это очень важно, – считает Елена Виноградова. – Ведь у нас сейчас люди меньше всего что-то знают о своей нации. Мы как иностранцы в своей стране. Что мы можем рассказать о своем народе? Не более того, что скажет любой иностранец. Поэтому мы и пропагандируем нашу исконную русскую культуру, нашу старину, которая на генетическом уровне живёт в каждом русском человеке. Как бы мы не старались ассимилироваться с миром, мы все равно храним в себе признаки идентичности к определенному этносу».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество