Примерное время чтения: 5 минут
1697

Создатель музея «Петровские корабли»: «На Воронеж работала вся страна»

Татьяна Шабанова / АиФ

В Воронеже открылся музей «Петровские корабли». Его экспонатами стали 500 старинных артефактов Петровской эпохи, во многих из них можно фотографироваться, в детской комнате – подняться наверх по канату, а в основном зале – стать частью интерактивного шоу о том, как брали Азовскую крепость. Идея организовать такой музей в Воронеже пришла в голову предпринимателю Сергею Наумову пять лет назад, наконец, работы завершены, и в музее уже успели побывать делегации из Израиля, Франции и Англии.

«АиФ-Воронеж» поговорил с создателем музея, энтузиастом Сергеем Наумовым.

«Почему у нас такого нет?»

Татьяна Шабанова, «АиФ-Воронеж»: Сергей, в Воронеже много музеев. Как вы поняли, что городу не хватает именно музея петровских времён?

Сергей Наумов: Я ездил в автопробег по Золотому Кольцу. Мы проехали 22 города с людьми, которые любят историю, и в Суздале задумались, почему у нас такого нет? Почему у нас, в «колыбели русского флота», не построят музей? Когда пересекаешься с жителями Архангельска, Переславль-Залесского, Нижнего Новгорода и узнаёшь, что у них – тоже колыбель флота, невольно задумываешься, почему кроме вывески «Воронеж – колыбель русского флота» у нас в городе ничего нет? Можно хотя бы забрендировать это название.

- Почему Пётр I решил строить корабли именно в Воронеже?

- Его раззадорила неудача в первом Азовском походе. В Воронеже было много специалистов и, что важно, много лесов. Наш город очень нравился Петру, он всегда сам придумывал названия и девизы для больших кораблей. В Воронеже их было построено больше 200, и родного брата «Гото Предестинации» он назвал «Воронеж». Его девизом стала фраза «Со временем» - сейчас она звучит как «в ногу со временем».

Всё, что было в то время самым передовым в Европе, было в Воронеже. Он привёз лесопилки, которые работали на воде, а на Чижовской слободе устроил испытательный полигон и стал сажать диковинные растения.

- Как началось строительство кораблей?

- В Голландии заказали галеру, в Преображенском разобрали её на части, привезли в Воронеж, и у нас собрали назад. Говоря современным языком, в Воронеже появилась первая отвёрточная сборка. Потом начал появляться первый «промышленный комплекс» – заводы и кумпанства (организации, которые строили корабли). Пётр стал выписывать специалистов из Германии, Франции и Голландии и развернул огромное строительство – 26 тысяч человек, Воронежу помогали 53 города. Пётр был в Воронеже 13 раз, а в те времена была расхожа фраза «столица там, где Пётр I».

- Сколько кораблей было спущено на воду в Воронеже?

- 24 галеры, два корабля и 1300 мелких судов, чтобы поставлять продукты, оружие, пушки. Один корабль стоил в среднем десять тысяч рублей – это колоссальные деньги! На корабль требовалось две тысячи стволов – это целый лес, а дубовых лесов в России было мало. Поэтому Пётр I давал задание описать все леса. Были введены лесничие и команды, которые доставляли лес. Сани в два-три раза выше человеческого роста везли огромные стволы деревьев к месту строительства. Металла в России было очень мало, его закупали в Швеции, Англии и искали на Урале.

«У каждого экспоната своя история»

Фото: АиФ/ Татьяна Шабанова

- С чего вы начали работу над музеем?

- Я собрал интеллектуальную группу. Мы выписали самые интересные факты истории Воронежского края: на первом месте была Великая Отечественная война – об этом знают все, у нас много памятников. Вторая по значимости – Петровская эпоха. Тот период, когда вся Россия работала на один никому неизвестный город Воронеж. Площадь Воронежа тогда составляла 25% европейской территории России – в неё входил Харьков, а на наших окраинах плескалось Азовское море (сейчас это Ростовская область).

- Где вы находили экспонаты?

- Над музеем работали около ста человек, и у каждого экспоната своя история. Мы воссоздали 33 из 53 медалей, которые существовали при Петре. Ботфорты, которые можно примерить для фото, заказывали в Харькове. В отпуске в Крыму я познакомился с человеком, который всю жизнь собирал интересные вещи. У него в доме все подвалы были заставлены антиквариатом, и я купил всё, на что хватило денег, – ехал домой без копейки в кармане!

Мебель в кают-кампании мы воссоздали по старым чертежам из нескольких кораблей: знаменитого шведского корабля Васса, нашей «Гото Предестинации», британского и голландского кораблей.

- Есть какие-то экспонаты, которые попали в музей незапланированно?

- Да, самый большой и неожиданный подарок поменял всю экспозицию кораблей буквально за неделю до открытия. Через друзей мне передали, что на берегу реки лежит старая, заиленная, засыпанная землёй «долблёнка». Мы приехали, откопали её, подремонтировали и теперь думаем, как размещать в зале.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах