В Воронеж на месяц приехала экспозиция Русского музея - около 50 работ живописи и графики разместились на первом этаже музея Крамского в рамках Платоновского фестиваля. О том, что такое «Круг художников», что общего у работ выставки с Андреем Платоновым и как менялось искусство в 1920-е годы, «АиФ-Воронеж» рассказала заведующая отделом графики Русского музея Наталья Козырева.
Выставка Платоновского фестиваля «Круг художников»
Татьяна Шабанова, «АиФ-Воронеж»: Наталья, почему в этом году Русский музей привёз именно этих художников на Платоновский фестиваль?
Наталья Козырева: В 2015 году мы привозили только Павла Филонова. Выставку «Круга художников» в таком большом составе мы делали у себя в Русском музее, долго собирали её – далеко не все произведения есть в нашей коллекции. Предложили эту выставку Воронежу, так как, на наш взгляд, она касается творчества Андрея Платонова. Это одно время, одни люди, судьбы, жизни. Наконец, на этом фестивале мы решили показать именно этих мастеров с их произведениями. Это наши лучшие работы, очень качественная живопись. Музей имени Крамского в силу исторических обстоятельств не имеет такой коллекции отечественных произведений первой половины ХХ века. Эти авторы умели говорить о новом времени новым языком, не уходя от реалистического решения. Наша выставка как раз помогает воронежцам понять, как интересно и разнообразно было наше искусство.
- Что общего у участников «Круга художников»?
- Это молодые художники, которые только окончили ВХУТЕМАС (первый советский художественный вуз – ред.) и многому научились благодаря совместной работе. Они считали себя коллективом, подчинённым общим правилам, но каждый был очень индивидуален. Мы представили около 50 работ, которые помогают дать объективный и разнообразный срез времени конца 1920-х и начала 1930-х годов. Это интересная тема.
- Получилось ли у «Круга художников» создать стиль эпохи?
- Его не существует. Как и любая теоретическая формула, он под собой не имеет почвы. Они действительно создали новое искусство. Первая половина 1920-х годов – это поиски агрессивного авангарда, разрушение предметной формы, это наши авангардисты Малевич, Филонов, Петров-Водкин. А этих молодых художников учили иначе – они первые выпускники советского художественного вуза, хотя при этом в своём творчестве они имели классическую базу. Им уже нельзя было обращаться к старым сюжетам и героям, они искали новых на полях и на заводах.
Начали появляться творческие командировки, Пахомов возвращался в свою вологодскую деревню и там искал своих героев, из этого получилась прекрасная серия. Здесь очень широкая жанровая палитра – они были романтики, как и все, кто создавал новый мир. Помните фильм «Время вперёд» по Катаеву? Там очень хорошо всё передано.
- Что ещё влияло на художников в то время?
- Есть ещё один очень интересный автор – Израиль Лизак. В 1920-е годы, особенно в Ленинграде, все страшно увлекались кино. В первую очередь, немецким и американским, наших было мало. Стилистика кинематографа тех годов – острые ракурсы, необычные сюжеты и темы. Наша «Утопленница» не выпадает из общего сюжета, для Ленинграда это было обычное дело. Это не придумано, это зарисовка с улицы. Это отголоски нового искусства.