Смутное время после Октябрьской революции и до начала гражданской войны перестраивало общество, принуждая людей к выживанию. Как в Воронеже создавались продовольственные отряды и как люди воевали за хлеб, «АиФ-Воронеж» совместно с историком Олегом Скогоревым узнали из мемуаров известного местного революционера Михаила Чернышёва. Все цитаты приводятся с сохранением авторского правописания.
Зародыш Красной гвардии
Боевая рабочая дружина, которой командовал Михаил Чернышёв осенью 1917 года, оставалась в Воронеже единственным рычагом нового правительства большевиков и левых эсеров. Руками малограмотных рабочих новоявленное правительство исполняло свою власть. Одним из постановлений руководства 27 ноября 1917 года стало создание комиссии для организации регулярных отрядов Красной гвардии.
Чернышёв в своих мемуарах об этом пишет так:
«Такое решение состоялось в связи с развертывающейся контрреволюцией, организуемой на Дону генералом Красновым и другими, прямо на границе Воронежской губернии. Чтобы противостоять их вооруженной силе, требовалось массовое военное сопротивление революционно настроенных частей, т.е. Красной гвардии, т.к. к этому времени войска старой царской армии были распущены, а новые требовалось создать».
Кроме казачьих волнений на юге губернского края, по всей стране острым штыком вставал продовольственный вопрос. По этому поводу на заседании губревкома и губисполкома по продовольственному вопросу в губернии было решено организовать и разослать комиссии для создания вооружённых отрядов по борьбе со спекулянтами и незаконным оборотом хлеба в сёлах, деревнях и на железнодорожных станциях.
Тем временем в Графской
«В случае несдачи хлеба, в первую очередь брать силою у помещиков и у кулаков-крестьян. Вышеназванным решением обязали и Боевую дружину организовать заградительный отряд из 40-60 человек и выслать на узловую станцию Графская Юго-Восточной железной дороги. В задачу такой группы отряда Боевой дружины входила проверка населения поездов и их права на провоз продовольственных грузов, борьба со спекуляцией и мошенничеством, так как загружать этой операцией ст.Воронеж было нецелесообразно по техническим соображениям… Реквизиционный отряд, кроме своей основной работы на узловой станции Графской, занимался вылавливанием белогвардейцев и преступников, а также вел борьбу с самогоноварением и торговлей им. Часто из этой группы выделялись товарищи для изъятия в ближайших селах, в том числе и в Углянце, в Приваловке, во многих прилегающих селах к ст.Графской продуктов питания».
В феврале 1918 года, когда со станции Графская ушла большая часть заградотряда, на оставшихся дружинников напала «группа анархиствующих и разлагающихся солдат», которые по железной дороге возвращались с полей Первой мировой войны в Воронеж. Реквизиторы, как ещё называли бойцов заградотряда, во время нападения находились в вагонах, из которых, невзирая на зимнюю погоду, в раздетом виде спасались бегством.
Штаб воронежской дружины по решению железнодорожного ревкома для ликвидации бандитов направил в Графскую многочисленный отряд своих боевиков. Многих удалось задержать, но главарь сумел бежать. В результате победы над группировкой дружинники захватили много награбленных ценностей.
Мичуринску тоже досталось
Заметим, Графская была не единственной железнодорожной станцией, где происходили боестолкновения между чернышёвцами, спекулянтами, бандитами и другими элементами. Ещё одним лобным местом была современная станция Мичуринск, в прошлом именуемая просто Козлов.
В последующем работа на станциях легла на плечи железнодорожного ревкома, практически не располагающего огнестрельным оружием. Поэтому в случае беспорядков или вооружённых столкновений железнодорожники обращались за подмогой к Боевой дружине Чернышёва, которая была вынуждена реагировать по принципу современного ОМОНа.