Примерное время чтения: 12 минут
970

День в истории. Как в Воронежской области развивалось машиностроение

Одним из центров машиностроения Черноземье является его столица.
Одним из центров машиностроения Черноземье является его столица. / Кирилл Нестеров / АиФ

В последнее воскресенье сентября Россия отмечает День машиностроителя. В этом году дата выпадает на 24 сентября. Сам праздник был учреждён 1 октября 1980 года Верховным Советом СССР. Виновниками торжества в этот день становятся инженеры и рабочие машиностроительной отрасли, которая является главным двигателем промышленности, экономики и комфорта.

Машиностроение – это не только производство автомобилей, но также выпуск и модернизация любого оборудования, начиная от заводских станков и ядерных реакторов, заканчивая стиральными машинами и кофеварками. Это очень широкая отрасль, без которой жизнь современного человека уже не мыслима.

Одним из центров машиностроения Черноземье является его столица. О флагманах механической индустрии минувших эпох Воронежа vrn.aif.ru поговорил с местным краеведом Игорем Маркиным.

Всё началось с Петра

По мнению воронежского историка, люк машиностроения в Воронеже широким топором и с удалого плеча прорубил ещё император Пётр I.

«Царь-инноватор сделал из Воронежа колыбель Русского флота – это, пожалуй, сегодня знают все, - улыбается Игорь. – А чем корабли не машины? Тогда же в Воронеже им ещё был заложен целый военно-промышленный кластер. У нас испытывались и «светлые ядра» – ядра особого накала, которые могли не застревать в бортах, а прошивать насквозь вражеские суда. И российская металлургия была заложена не на Урале, не в Сибири, а здесь, в Воронежской области. Но это было давно, и вполне себе правда!»

Петром I в Воронеже был заложен целый военно-промышленный кластер
Петром I в Воронеже был заложен целый военно-промышленный кластер Фото: АиФ/ Кирилл Нестеров

Вильгельм Столль и первый велосипед

Ещё одним двигателем прогрессивного машиностроения выступил Вильгельм Столль, который, по одному из мнений, привёз в Воронеж первый велосипед. Памятник этому немцу стоит в пешеходной зоне улицы Карла Маркса, неподалеку от места, где в прошлом находился его чугунолитейный и механический завод.

Памятник Вильгельму Столлю стоит в пешеходной зоне улицы Карла Маркса, неподалеку от места, где в прошлом находился его чугунолитейный и механический завод.
Памятник Вильгельму Столлю стоит в пешеходной зоне улицы Карла Маркса, неподалеку от места, где в прошлом находился его чугунолитейный и механический завод. Фото: АиФ/ Кирилл Нестеров

«Его построили в 1869 году, и первую двадцатилетку завод больше походил на полукустарную мастерскую со штатом меньше сотни рабочих, которые ремонтировали маслобойное и мельничное оборудование, - продолжает краевед. – После на заводе производили оборудование для переработки подсолнечника и прочего зерна, а также сохи, плуги, молотилки и другое сельхоз оборудование. В 1912 году численность рабочих завода достигла 650 человек и он уже считался крупнейшим предприятием Воронежа.

Начиная с 1914 года с его конвейера уже сходили простейшие металлообрабатывающие станки и нефтяные двигатели. А в эпоху Первой мировой войны завод, в числе 80% российских предприятий, работал на военную индустрию, выпуская керосиновые двигатели, гранаты и прочее боевое снаряжение. После смены власти с царской на большевистскую в 1922 году предприятие национализировали и переименовали в честь Владимира Ленина. В 2001 году завод прекратил свое существование.

Сквозь три войны

«Пожалуй, главной машиностроительной легендой Воронежа является бывший завод «Рихард Поле», который после революции 1917 года несколько раз менял название. Мы его больше знаем под названием «Воронежский экскаваторный завод имени Коминтерна», он же «Экскаваторный завод» или просто «ВЭКС», - поясняет Маркин. – Здесь была выпущенная первая «БМ-13», она же «Катюша», залпов которой потом боялись все немцы. Примечательно, что приказ о выпуске РСЗО пришёл из Москвы 21 июня 1941 года, а первая партия машин была выпущена уже 26 июня того же года».

Изначально этот завод был открыт в 1870 году в Латвии. В его цехах выпускали паровые котлы и деревообрабатывающие станки. Во время Первой мировой войны в 1915 году завод эвакуировали в Воронеж, где до начала Великой Отечественной войны «Рихард Поле» выпускал сельхозмашины и оборудование для земледелия. С апреля 1920 года здесь производились котельное оборудование, экономайзеры и водоочистители для электростанций и оборудование для пищевой промышленности. Во время войны оборудование завода имени Коминтерна было эвакуировано в Свердловскую область, а его здания – уничтожены фашистами. После ВОВ предприятие восстановили и переоборудовали под выпуск гильотинных ножниц, асфальтобетоносмесителей, камнедробилок. А с 1947 года здесь стали выпускать экскаваторы и другую технику на гусеничном ходу.

На Коминтерновском заводе за время его работы было выпущено свыше 45 тысяч экскаваторов и другой сельхозтехники. За производственные заслуги в 1965 году «ВЭКС» был награждён Орденом Трудового Красного Знамени. Как юридическое лицо завод перестал существовать 13 апреля 2015 года. Сегодня там руины.

На месте Коминтерновского завода сейчас руины
На месте Коминтерновского завода сейчас руины Фото: АиФ/ Кирилл Нестеров

От производства в аренду

Ещё один важный промышленный завод открылся в Воронеже в конце XIX столетия. Весной 1899 года запустилось «Товарищество механического и чугунолитейного завода К. А. Веретенников и К0», которое занималось не только чугунным литьём, но и ремонтом ДВС, паровых котлов, локомобилей. После революции 1917 года предприятие переименовали в «Товарищество на паях», где с начала 1920-х годов приступили к выпуску сельхозмашин и техники. В начале 1930 года завод снова переименовали в честь «всероссийского старосты» Михаила Калинина, и с 1933 года стали выпускать механические прессы для кирпичной промышленности. В 2020 году предприятие обанкротилось. Сегодня в его здании расположен бизнес-центр.

В здании бывшего завода открылся бизнес-центр
В здании бывшего завода открылся бизнес-центр Фото: АиФ/ Кирилл Нестеров

Флагман и сегодня

ВАСО, также известный, как Воронежский самолётостроительный завод, был запущен в 1932 году. И уже в те годы был одним из крупнейших самолётостроителей страны. За годы своей работы здесь было освоено производство более 20 типов самолётов. С конвейера выходили гражданские, транспортные и военные самолёты. В 1938 году здесь выпустили первую деревянную амфибию САМ-11.

Сегодня на ВАСО кроме самолётов производятся лодки и катера, сельхозтехника и прочие полезные механизмы
Сегодня на ВАСО кроме самолётов производятся лодки и катера, сельхозтехника и прочие полезные механизмы Фото: АиФ/ Кирилл Нестеров

«С весны 1941 года на нашем авиазаводе начали выпускать «Летающую крепость» - штурмовик ИЛ-2, который немцы в годы Великой отечественной войны прозвали «Чёрной смертью», - рассказывает Маркин. – Осенью завод эвакуировали в Куйбышев (современная Самара – прим. ред.), где продолжили производство штурмовика. После освобождения Воронежа от фашистов в 1943 году заводское оборудование частично вернулось в наш город и работа закипела с новой силой. В Куйбышеве тем временем продолжили традиции воронежского самолётостроения. Примечательно, что перед авиазаводами в обоих городах на постаментах стоят самолёты ИЛ-2, которые принимали участие в боях Великой войны. Наш подняли из заиленного пруда в селе Ракитное Белгородской области. Это полный самолет, без переделок. Только отчищенный и заново покрашенный, естественно».

Современный ВАСО работает и сегодня. Кроме самолётов здесь производятся лодки и катера, сельхозтехника и прочие полезные механизмы.

Что кричал Гагарин?

Воронежское КБХА (Конструкторское бюро химавтоматики – прим.ред.) начиналось ещё в опытном конструкторском бюро Московского карбюраторного завода № 33 в 1940 году. В нашем городе это предприятие заработало только в 1946 году. До этого его эвакуировали по другим городам. В Воронеже приступили к разработке турбореактивных и турбовинтовых двигателей, также продолжили московские разработки агрегатов непосредственного впрыска топлива в цилиндры авиационных моторов.

«Здесь разрабатывали и производили различные агрегаты для реактивной авиации, - вспоминает историк. - Одним из главных достижений Воронежского КБХА стали выпуски ракетных двигателей для космических кораблей. Один из них поднял в небо Юрия Гагарина, когда он облетал Землю по орбите. Все знают фразу Юрия Алексеевича «Поехали!» Но это было не единственное, что он крикнул в открытый эфир… Когда третья ступень ракеты отсоединилась, Гагарин крикнул: «Косберг отвалился!». Американцы охотились за нашими секретами и услышали его слова. Потом они ещё долго думали, что скрывается под шифром «Косберг»?»

Советский инженер, эксперт в области авиационных и ракетных двигателей, доктор технических наук, главный конструктор КБХА Семён Ариевич Косберг родился в Слуцке Минской губернии в 1903 году. Умер в 1965 году в воронежской больнице после автокатастрофы. Лёжа на больничной кровати продолжал участвовать в работе КБХА. За выдающиеся заслуги в создании ракетной техники и обеспечении успешного полёта человека в космос в 1961 году получил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». Лауреат Ленинской премии.

Завод КБХА продолжает успешно работать в Воронеже и по сей день.

Завод КБХА продолжает успешно работать в Воронеже и по сей день
Завод КБХА продолжает успешно работать в Воронеже и по сей день Фото: АиФ/ Кирилл Нестеров

Кроме перечисленных в столице Черноземья было и есть ещё много крупных машиностроительных предприятий со своей выдающейся историей. В их числе «Механический завод», заводы «Рудгормаш», «Тяжмехпресс», «Дзержинского», «Тельмана» и другие.

Механический завод находится рядом с КБХА
Механический завод находится рядом с КБХА Фото: АиФ/ Кирилл Нестеров
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах