Примерное время чтения: 7 минут
418

До последнего ларька. Воронежские киоски снова подводят под единый стиль

За последние 15 лет уличный пейзаж Воронежа заметно изменился: в глаза не бросаются нелепые рекламные вывески, а киоски, по крайней мере, в центре города, более-менее органично вписываются в окружающую среду.

Чиновники, однако, на этом не останавливаются и продолжают совершенствовать эстетику всеми доступными методами. Предприниматели возражают: новый высокохудожественный облик ларьков не вяжется со здравым смыслом – мешает вести бизнес, создаёт неудобства и для продавцов, и для покупателей.  Удастся ли найти компромисс?

«Творцы» и продавцы

В Воронеже продолжается очередная ларьковая революция: к 1 сентября все киоски в центре города должны обрести единый стиль – для этого управление главного архитектора (УГА) разработало несколько типовых проектов. Лаконичные, чёрные с серым, строения уже появились на наших улицах.

Но, как водится, реформа гладко и красиво выглядит только на бумаге. На деле же комиссия может и не принять новый киоск. Чтобы устранить недостатки, предпринимателю дают полгода. Если и после этого ларёк не удовлетворит проверяющих, торговать на этом месте будет нельзя. При этом жизнь гораздо богаче разработанного чиновниками набора типовых решений. Кому-то нужна большая площадь, у кого-то обязательное боковое окно упирается в стенку соседнего киоска.

В нестандартных ситуациях у предпринимателей есть право разработать и утвердить индивидуальное архитектурное решение, но и его требуется максимально приблизить к типовому.

«Очень многие объекты не сданы в эксплуатацию, - рассказывает руководитель фирмы, строящей киоски нового образца, Алексей Зюзин. – Их не принимают из-за мелочей: отсутствия какой-то наклейки, непонятных требований к благоустройству, подключённых к задней стенке проводов и т. д.»

При этом есть и более серьёзные противоречия со здравым смыслом. Например, представители сетей фастфуда объясняют, что вдоль всей задней стенки киоска устанавливается оборудование, и поэтому дверь можно расположить только с торца, а не сзади, как хочет управление главного архитектора.

«Эргономика и технологичность для предпринимателей гораздо важнее, чем красота, - настаивает владелец сети «Табакерка» Илья Ерихонов. – Мы все за красоту, она спасёт мир. Но работать в условиях, предусмотренных некоторыми эскизами, невозможно. А индивидуальные решения требуют дополнительных затрат, которые у предпринимателей и так значительны».

В администрации отвечают, что предусмотреть все технические тонкости всё равно не получится.

«Мы не технари, - говорит замруководителя управления главного архитектора Никита Фуфаев. – Мы занимаемся исключительно графической частью, разрабатываем визуальную составляющую, определяем, как город должен выглядеть».

Вода за шиворот

Между тем предприниматели уверены, что требования чиновников плохо учитывают реалии уличной торговли и должны быть изменены. И потому просят отодвинуть день X – чтобы усовершенствовать правила с учётом интересов бизнеса и потребителей.

«Действующие типовые решения нашей компании работать не позволяют, - констатирует руководитель сети «Грядка» Алексей Пономарёв. – А индивидуальные решения очень тяжело согласовывать. Мы согласовали два киоска, а на третий – точно такой же – получили отказ. Мы в тупике».

Как рассказал предприниматель, облик одного из остановочных павильонов не удалось узаконить потому, что, по требованиям, навес должен быть в два раза короче.

«Размер козырька, согласно типовому решению, должен быть 600 мм, - отмечает Алексей Пономарёв. – Во время дождя стоящий под таким козырьком покупатель испытывает унижение. Ширина плеч человека – 450-500 мм.  Он не может стоять вплотную к витрине и отступает от неё хотя бы на 20 см. Поэтому вода льётся ему прямо на ухо или за шиворот. Кроме того, чтобы рассчитаться за покупку, у покупателя должна быть возможность куда-нибудь поставить сумку, достать из неё кошелёк, а потом сложить туда товар. Почему жителей лишают права на комфорт? Очевидно, что навес в 1200 мм для нас, по крайней мере, в два раза дороже, чем 600 мм. И раз мы хотим тратить деньги, значит, это нужно».

Чиновники от архитектуры разрешают в киоске только одну форточку, строго по середине фасада – видимо, очереди тоже гармонируют с их представлениями о городе мечты.

«У нас есть объекты длиной больше 20 м, почему мы не можем сами решить, сколько продавцов там нужно? – недоумевает предприниматель. – В двойных киосках у нас стоят два кассовых аппарата, мы платим налоги и обеспечиваем занятость персонала, который официально оформлен. УГАдолжно следить за эстетикой, почему оно ограничивает количество рабочих мест?»

Но, видимо, второй продавец, который бы облегчил жизнь покупателям, в казённую эстетику категорически не вписывается.

 

Комментарий

Вопрос выживания

Гендиректор фирмы «Сегодня-Пресс-Воронеж» Игорь Тимофеев:

«Я за продление сроков – в них никто не уложится. Изготовить к сентябрю необходимое количество киосков просто невозможно. Возникают и трудности с оформлением того, что уже сделано. Например, не туда заходит кабель. Конечно, это устранимо. Но мы пользовались готовым архитектурным решением, где о таких нюансах ничего не говорится. Мы даже боимся подавать документы, чтобы не получить акт несоответствия.

В своё время региональная власть спасла отрасль распространения печати в Воронеже. При поддержке области мы совсем недавно поставили красивые павильоны, но теперь требования изменились. А это значит, нужно полностью переделывать павильоны, которые себя ещё не окупили. У нас этих денег просто нет. И лично мне наши павильоны нравятся больше, они красивее. Стиль стилем, но природа любит разнообразие.

Для нас архиважны именно павильоны – чтобы покупатель мог зайти и получить свободный доступ к товарам: полистать газету или подобрать удобную ручку. От этого напрямую зависит увеличение товарооборота, павильоны помогают содержать киоски. К счастью, мы встречаем понимание в городском управлении развития предпринимательства.

Мы копеечная отрасль, зарплаты у нас очень небольшие. Не жируем – честно работаем и платим налоги. Для многих продавцов – это просто прибавка к пенсии.Недавно я общался с одной из наших продавщиц. Она каждый день подметает территорию вокруг киоска, в 70 лет освоила компьютер. Выручка небольшая, но просит: «Ради Бога, не закрывайте киоск». Для неё это жизнь, общение, она всех покупателей по именам знает. Как можно разбрасываться такими людьми?»

 

Точка зрения

Некрасивый передел

Депутат Воронежской городской Думы Андрей Померанцев:

«Понятия «типовой проект» и «красиво» — это антонимы, как «чёрное» и «белое». Красиво – когда объект гармонично вписывается в окружающую среду, поэтому каждый проект должен быть индивидуальным.

Четыре года назад предпринимателей уже заставили снести свои киоски и построить новые. Теперь под тем же лозунгом «это некрасиво!» разрабатываются другие типовые проекты. Было параллельно, теперь должно стать перпендикулярно. Получается, вся эта тема – не про «красиво», а про передел рынка. При этом очень неэффективно расходуются инвестсредства. Совсем недавно у нас была пандемия, теперь тоже не самые лёгкие времена, а предпринимателей заставляют вкладывать деньги непонятно во что.

Все эти проекты – «сферический конь в вакууме». Конкретных технологических задач – чтобы в киосках было удобно торговать - архитекторам никто не ставил. В результате сделано 8% киосков, но даже их не могут сдать в эксплуатацию – там будет невозможно работать. Например, на форуме горячо обсуждалось, где должна быть форточка – посередине или на 20 см левее. Любому нормальному человеку со стороны это просто смешно. Но архитекторы теперь не могут принять отклонения от проекта, потому что с них за это спросит прокуратура.

Я предлагал чиновникам: давайте по-тихому, чтобы скандал не вылез наружу, чтобы ваша недееспособность не была видна всему миру, продлим реформу на год, и вы отрегулируете все вопросы. Но им хотелось выслужиться. На самом деле нужно навести порядок рядом с многоквартирными домами. Там киоски ставятся и выглядят, как угодно. Невозможно даже понять, кто хозяин. Получается, законопослушных предпринимателей у нас постоянно давят, а другие – недобросовестно с ними конкурируют. Назрел серьёзнейший кризис, и вопрос надо решать».

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах