Реклама всё прочнее входит в нашу жизнь. И компании всё активнее используют её для привлечения внимания клиентов, порой игнорируя букву закона и вводя потребителя в заблуждение.
Начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС Оксана Козинина рассказала о нарушениях в рекламной деятельности, которые удалось выявить их ведомству.
Возьмите согласие
«Воронежцам звонили Анна Семенович и Дима Билан. Я, например, давала предварительное согласие на получение такой рекламы, иначе эти звонки – нарушение закона. Одно из дел, которое мы выиграли в суде – «по рекламному звонку». Нам удалось доказать, что людям звонила компания-рекламораспространитель.
Дистанционная продажа рекламы без указания лица – тоже нарушение. Например, в Воронеже раздавали листовки о доставке пиццы, в которых не указывалось наименование компании, оказывающей эту услугу. Дело в том, что, если вы столкнётесь с услугами ненадлежащего качества, то не будете знать, куда по этому вопросу можно обратиться.
Запрещена реклама на платёжных документах. Эта законодательная норма совсем свежая, она была определена только в прошлом году. Но нашлась-таки одна управляющая компания, которая разместила рекламу на своей квитанции. Благо, это не массовое явление. Также почти сведена на нет медицинская реклама, в которой не указываются предусмотренные законодательством предупреждения о возможных противопоказаниях».
В рекламе нельзя использовать термины «самый лучший», «первый», если нет на то доказательств
Нужно предупреждать
«Согласно 14 статье закона «О рекламе», запрещается прерывать телепередачи без предварительного сообщения о дальнейшей трансляции рекламы.
Наше ведомство оштрафовало телекомпанию за редакционный репортаж, в котором сообщалось об открытии мясного магазина на Центральном рынке, и была вставочка из интервью чиновника департамента аграрной политики. Мы сочли это как одобрение органами власти объекта рекламирования. Конечно, этот чиновник не зазывал в магазин, не рекламировал вкусное мясо, но сам факт его появления в этом ролике, на наш взгляд, говорит о том, что в глазах потребителя эта реклама принимает особый смысл, поскольку органы власти у нас традиционно пользуются авторитетом».
Алкоголю не место на улицах
«Согласно статьи 21, не допускается наружная реклама алкоголя. Между тем на рекламном щите размещалась информация о том, что «Воронежский пивзавод верен своим традициям». Рядом с этими словами был значок безалкогольной продукции. Рекламодатель, видимо, посчитал, что вставка этого значка – некая индульгенция, разрешающая размещать любую информацию. Но надо учесть, что именно этот знак разработали Союз пивоваров и УФАС России, чтобы легализовать рекламу безалкогольного пива. Его размещение возможно только тогда, когда из рекламы чётко следует, что она относится к конкретному объекту рекламирования – а именно к безалкогольному пиву. В данном же случае объект рекламирования – не конкретный товар, а производитель, который выпускает и алкогольную продукцию».
Шрифт должен быть читаемым
«Рекламная информация должна быть добросовестной, читаемой и понятной.
Соответственно, нарушением считается, когда в рекламе существенная информация доводится до потребителя мелким нечитаемым штрихом. Вывод – её формальное присутствие в рекламном макете не означает её наличия.
Так, на рекламном щите одного из застройщиков ярко и чётко читается наименование жилого комплекса, стоимость квартиры, телефон, сайт – вся привлекательная информация, которую рекламодатель хочет донести до потребителя. И внизу – скромная сиротская строчка белым по-серому, в которой указана ссылка на обязательную проектную декларацию. Из неё потребитель как раз и может понять, что за 870 тыс. рублей он купит не квартиру, а станет участником долевого строительства, то есть будет инвестировать в стройку, которая на момент выхода объявления находилась на стадии вырытого котлована.
Подобное нарушение допустил и один из банков. Макет был очень крупным, как и цифры ставки ипотечного кредитования, а площадь под подробности и возможности приобретения кредита потребителю, которая является обязательной, была ничтожно маленькой.
Каким размером должен быть рекламный шрифт, чтобы соответствовать закону? В законе нет чёткого разъяснения, но информация должна быть доступной потребителю без специальных средств. То, что читается на рекламном буклете, который мы можем взять в руки, повернуть, приблизить, не будет приемлемо для размещения на рекламном щите».
Конкурируйте добросовестно
«Недобросоветская конкуренция – это любые действия, которые направлены на получение преимуществ при предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могут причинить убытки конкурентам, нанести вред их деловой репутации.
Мы выдали предупреждение конкуренту Павловского МУП ЖКХ, когда подтвердилось, что он распространял ложные сведения. При этом, когда заявитель - Павловский МУП ЖКХ - направил нам свои документы, мы обратили внимание, что на его бланке значится «Министерство строительства и ЖКХ», хотя МУП не имеет никакого отношения к представительному органу власти. Естественно, доказать обратное они не могли. Это пример введения в заблуждение.
Один из воронежских застройщиков на своём сайте разместил информацию о том, что в его жилом комплексе установлены скоростные лифты иностранного производства, а стены - монолитно-кирпичные. Это существенный плюс для потребителя. Но к нам обратился заявитель и сообщил, что такие лифты и стены не во всех домах ЖК. Во всяком случае, в доме, в котором он приобрёл квартиру, стоят лифты отечественного производства, и стены из газосиликатных блоков. Не рассказать всей правды – классический пример введения в заблуждение.
А ещё в рекламе нельзя использовать термины «самый лучший», «первый», если нет на то доказательств. Например, итоги маркетингового исследования или победа в конкурсе по предъявленной номинации. Так, одна из воронежских автошкол на своём сайте указала, что она лучшая, к тому же присвоила себе номер один, а доказательств этому не представила.
Самым же серьёзным пунктом в недобросовестной конкуренции считается использование товарного знака, интеллектуальной собственности и имитация упаковки конкурента. Если за многие другие нарушения закона «О рекламе» антимонопольным органом выдаётся сначала предупреждение, то за использование товарных знаков сразу возбуждается дело, и возможны большие штрафы».