Аргументы и Факты
vrn.aif.ru
16+
Воронеж
Аргументы и Факты
vrn.aif.ru
16+
Воронеж
Примерное время чтения: 7 минут
293

Время энтузиастов. В Воронежском музее открылась необычная выставка

Участники курсов стахановцев полеводства. 1939 год
Участники курсов стахановцев полеводства. 1939 год / Анастасия Ходыкина / АиФ

В Воронежском областном краеведческом музее заработала необычная выставка под названием «Время энтузиастов» – её посвятили человеку труда, его достижениям и рекордам во имя Родины, а открытие приурочили ко Дню рождения Стахановского движения, названого так по имени забойщика шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс) Алексея Стаханова.

В ночь с 30 на 31 августа 1935 года за одну смену Алексей добыл 102 тонны угля при норме в 7 тонн. И подвиг Стаханова стал примером для многих советских людей, в том числе и жителей Воронежской области. Подробности – в материале «АиФ-Воронеж».  

Сила примера

Заведующий отделом по развитию Воронежского областного краеведческого музея Леонид Страхов провёл для гостей экскурсию по выставке. Он рассказал, как в  советской России провозглашали и популяризировали труд, поэтому после войн и разрухи страна, охваченная необычным подъёмом трудового энтузиазма, быстро возрождалась. Рабочие и колхозники, вдохновлённые примером Стаханова, активно перевыполняли свои нормы.

«Рекордные объёмы труда всячески поощрялись. Активным труженикам полагались разные надбавки – премии и даже квартиры, а также социальные лифты – многие  впоследствии становились руководителями, - отметил экскурсовод. – Но в основе всего была идея простого самоотверженного труда. Советскому человеку прививалось мысль, что он владеет всем, что он создаёт. Это определённый идеологический компонент».

В Воронежской области своим трудом прославились доярки, которые ежемесячно увеличивали надои с одной коровы. Так, передовая доярка Анна Гармонова из колхоза «Заветы Ильича» Хреновского района менее чем за три месяца надоила 1165 килограммов молока на корову, а другая доярка Пелагея Черных из колхоза им. Ленина Хохольского района за семь месяцев надоила 3056 килограммов молока от каждой коровы.

Воронежские доярки славились на всю страну.
Воронежские доярки славились на всю страну. Фото: АиФ/ Анастасия Ходыкина

В 30-е годы ХХ века активно развивалась механизация сельского хозяйства. Причём трактористами были и девушки. Сначала Матрёну Тимашову, руководителя одной из тракторных бригад, мужчины воспринимали скептически, мол, как женщина может управляться с такой машиной. Но потом женские тракторные бригады начали в разы превосходить мужские, в итоге трактористок стали очень уважать. После войны Матрёна Тимашова была назначена председателем колхоза «Память Кирова» Бобровского района, и под её руководством колхоз вышел в передовые сельскохозяйственные предприятия области.

«Путеводными звёздами» для женщин-тружениц также стали ткачихи-стахановки Маруся и Дуся Виноградовы из Иваново.

На выставке в музее представлены разные грамоты ударникам труда, тульский самовар «Герою социалистического труда», агитационные плакаты и вымпелы, которые выдавали бригадам за определённые успехи и трудовые достижения, и даже трактор «Фордзон-Путиловец». Эту машину мощностью всего в 10 лошадиных сил выпускали в 1924–1932 годах на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде по лицензии американской компании «Форд». На таких тракторах обрабатывали первые советские колхозные поля, восстанавливали сельское хозяйство, разрушенное в годы первой мировой и гражданской войн.

Передовиков награждали грамотами, значками и даже самоварами.
Передовиков награждали грамотами, значками и даже самоварами. Фото: АиФ/ Анастасия Ходыкина

Флагманы пятилетки

Одним из флагманских предприятий Союза ССР стал Воронежский авиазавод. В 30-е годы прошлого века здесь было налажено производство передовых образцов лётной техники. Работы велись даже под открытым небом, когда завод только строился.

«Одно из крупных достижений завода – самый большой в мире на тот момент пассажирский самолёт «Максим Горький», - рассказывает Леонид Страхов. – В мае 1935 года во время демонстрационного полёта в Москве он разбился: не согласовав с организаторами, киношники решили снять красивый кадр, как небольшой истребитель накручивает фигуры высшего пилотажа вокруг «Максима Горького». В итоге пилот истребителя И-5 врезался в «Максим Горький», и оба  самолёта разбились. Комиссия вынесла вердикт, что «Максим Горький» был аварийно опасным, в серийное производство он так и не попал».

Помимо авиазавода, в рамках «первой пятилетки» в Воронеже также заработал завод «Синтезкаучук» - одно из первых предприятий в Советском Союзе по производству синтетической резины. В 1933 году первый ток дала Воронежская ГРЭС. На правом берегу был возведён завод «Триер» - будущий «Сельмаш».

Уже к концу 30-х годов совокупный объём промышленной продукции в 12 раз превысил показатели 1913 года. Конечно, таких результатов невозможно было бы достичь без самоотверженного труда простых людей.

«Фордзон-Путиловец» имел мощность всего в 10 лошадиных сил.
«Фордзон-Путиловец» имел мощность всего в 10 лошадиных сил. Фото: АиФ/ Анастасия Ходыкина

Отстроили заново

Тяжёлой страницей в нашей истории стала Великая Отечественная война. Многие воронежцы ушли на фронт, правобережная часть города была оккупирована фашистами, а сам город разрушен на 95%. В музее сохранилось письмо очевидца, вернувшегося в освобождённый Воронеж 17 февраля 1943 года, который писал о том, что от многих зданий остались лишь полуразрушенные фасады. Однако уже к середине 50-х годов город удалось полностью восстановить. В музее хранится подлинный билет государственного займа у населения. Леонид Страхов отметил, что все деньги вместе с дивидендами по займам были возвращены – вкладчиков не обманули, несмотря на послевоенную разруху.

«Женщины и подростки на своих плечах тянули поставленные нормы военного время, а после продолжительных смен шли расчищать завалы, приводить город в порядок. Восемь месяцев восстанавливали ВоГРЭС. Многие рабочие долгими вечерами работали при факелах и коптилках, спали в холодных конторах и месяцами не выходили с территории станции. Почти заново был отстроен главный корпус. 5 апреля 1944 года государственная комиссия приняла станцию в промышленную эксплуатацию», - рассказали в музее.

Затем настала пора ударных комсомольских строек. Молодёжь выезжала в свободное от учёбы время строить БАМ, Нововорожскую атомную станцию и др. В краеведческом музее сохранилась гитара 1964 года, которая побывала не на одной коммунистически стройке. Также в качестве экспоната представлена современная стройотрядовская куртка – с 2004 года это трудовое движение в России активно возрождается. И студенты воронежских университетов принимают в этом процессе активное участие. Словом, эстафета продолжается.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах