В Воронежском областном краеведческом музее заработала необычная выставка под названием «Время энтузиастов» – её посвятили человеку труда, его достижениям и рекордам во имя Родины, а открытие приурочили ко Дню рождения Стахановского движения, названого так по имени забойщика шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс) Алексея Стаханова.
В ночь с 30 на 31 августа 1935 года за одну смену Алексей добыл 102 тонны угля при норме в 7 тонн. И подвиг Стаханова стал примером для многих советских людей, в том числе и жителей Воронежской области. Подробности – в материале «АиФ-Воронеж».
Сила примера
Заведующий отделом по развитию Воронежского областного краеведческого музея Леонид Страхов провёл для гостей экскурсию по выставке. Он рассказал, как в советской России провозглашали и популяризировали труд, поэтому после войн и разрухи страна, охваченная необычным подъёмом трудового энтузиазма, быстро возрождалась. Рабочие и колхозники, вдохновлённые примером Стаханова, активно перевыполняли свои нормы.
«Рекордные объёмы труда всячески поощрялись. Активным труженикам полагались разные надбавки – премии и даже квартиры, а также социальные лифты – многие впоследствии становились руководителями, - отметил экскурсовод. – Но в основе всего была идея простого самоотверженного труда. Советскому человеку прививалось мысль, что он владеет всем, что он создаёт. Это определённый идеологический компонент».
В Воронежской области своим трудом прославились доярки, которые ежемесячно увеличивали надои с одной коровы. Так, передовая доярка Анна Гармонова из колхоза «Заветы Ильича» Хреновского района менее чем за три месяца надоила 1165 килограммов молока на корову, а другая доярка Пелагея Черных из колхоза им. Ленина Хохольского района за семь месяцев надоила 3056 килограммов молока от каждой коровы.

В 30-е годы ХХ века активно развивалась механизация сельского хозяйства. Причём трактористами были и девушки. Сначала Матрёну Тимашову, руководителя одной из тракторных бригад, мужчины воспринимали скептически, мол, как женщина может управляться с такой машиной. Но потом женские тракторные бригады начали в разы превосходить мужские, в итоге трактористок стали очень уважать. После войны Матрёна Тимашова была назначена председателем колхоза «Память Кирова» Бобровского района, и под её руководством колхоз вышел в передовые сельскохозяйственные предприятия области.
«Путеводными звёздами» для женщин-тружениц также стали ткачихи-стахановки Маруся и Дуся Виноградовы из Иваново.
На выставке в музее представлены разные грамоты ударникам труда, тульский самовар «Герою социалистического труда», агитационные плакаты и вымпелы, которые выдавали бригадам за определённые успехи и трудовые достижения, и даже трактор «Фордзон-Путиловец». Эту машину мощностью всего в 10 лошадиных сил выпускали в 1924–1932 годах на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде по лицензии американской компании «Форд». На таких тракторах обрабатывали первые советские колхозные поля, восстанавливали сельское хозяйство, разрушенное в годы первой мировой и гражданской войн.

Флагманы пятилетки
Одним из флагманских предприятий Союза ССР стал Воронежский авиазавод. В 30-е годы прошлого века здесь было налажено производство передовых образцов лётной техники. Работы велись даже под открытым небом, когда завод только строился.
«Одно из крупных достижений завода – самый большой в мире на тот момент пассажирский самолёт «Максим Горький», - рассказывает Леонид Страхов. – В мае 1935 года во время демонстрационного полёта в Москве он разбился: не согласовав с организаторами, киношники решили снять красивый кадр, как небольшой истребитель накручивает фигуры высшего пилотажа вокруг «Максима Горького». В итоге пилот истребителя И-5 врезался в «Максим Горький», и оба самолёта разбились. Комиссия вынесла вердикт, что «Максим Горький» был аварийно опасным, в серийное производство он так и не попал».
Помимо авиазавода, в рамках «первой пятилетки» в Воронеже также заработал завод «Синтезкаучук» - одно из первых предприятий в Советском Союзе по производству синтетической резины. В 1933 году первый ток дала Воронежская ГРЭС. На правом берегу был возведён завод «Триер» - будущий «Сельмаш».
Уже к концу 30-х годов совокупный объём промышленной продукции в 12 раз превысил показатели 1913 года. Конечно, таких результатов невозможно было бы достичь без самоотверженного труда простых людей.

Отстроили заново
Тяжёлой страницей в нашей истории стала Великая Отечественная война. Многие воронежцы ушли на фронт, правобережная часть города была оккупирована фашистами, а сам город разрушен на 95%. В музее сохранилось письмо очевидца, вернувшегося в освобождённый Воронеж 17 февраля 1943 года, который писал о том, что от многих зданий остались лишь полуразрушенные фасады. Однако уже к середине 50-х годов город удалось полностью восстановить. В музее хранится подлинный билет государственного займа у населения. Леонид Страхов отметил, что все деньги вместе с дивидендами по займам были возвращены – вкладчиков не обманули, несмотря на послевоенную разруху.
«Женщины и подростки на своих плечах тянули поставленные нормы военного время, а после продолжительных смен шли расчищать завалы, приводить город в порядок. Восемь месяцев восстанавливали ВоГРЭС. Многие рабочие долгими вечерами работали при факелах и коптилках, спали в холодных конторах и месяцами не выходили с территории станции. Почти заново был отстроен главный корпус. 5 апреля 1944 года государственная комиссия приняла станцию в промышленную эксплуатацию», - рассказали в музее.
Затем настала пора ударных комсомольских строек. Молодёжь выезжала в свободное от учёбы время строить БАМ, Нововорожскую атомную станцию и др. В краеведческом музее сохранилась гитара 1964 года, которая побывала не на одной коммунистически стройке. Также в качестве экспоната представлена современная стройотрядовская куртка – с 2004 года это трудовое движение в России активно возрождается. И студенты воронежских университетов принимают в этом процессе активное участие. Словом, эстафета продолжается.
«Путь страсти и путь идеи». В Воронеже обсудили современное искусство
Голос природы. В Воронеже открылась выставка «Дивный дикий мир»
Машины времени. В Воронеже прошла выставка ретроавтомобилей
«Зачем родился?» Выставка российского искусства открылась в Воронеже
Обмен опытом. Чем Воронежская область запомнилась на выставке-форуме Россия