Новости о том, что через пару лет Белый колодец якобы окончательно прекратит свое существование, всколыхнули общественность. Не удивительно – ведь это один из наиболее популярных туристических объектов региона. В Белый колодец ежегодно съезжаются тысячи жителей Воронежской и соседних областей, чтобы полюбоваться живописными видами, а также принять участие в активностях, которые функционируют на территории пространства.
Какое будущее у Белого колодца на самом деле, какие разработки будут вестись на территории карьера, останутся ли там смотровые площадки, смогут ли туристы беспрепятственно посещать объект – «АиФ-Воронеж» собрал в одном материале ответы на эти и многие другие вопросы.
«Это техногенный карьер, а не природно-ландшафтный парк»
С 2014 года часть Белого колодца как технологического карьера принадлежит «Сибелко Воронеж» (региональный филиал бельгийской компании Sibelco Group). В 2022-2023 годах представители международной компании будут вести в данном месте разработку и добычу огнеупорной глины.
Лицензия на работы на территории Белого колодца была выдана предыдущему собственнику еще в 1992 году. Но через год работы пришлось остановить – разработка велась при помощи буровзрывных работ, что оказалось под запретом из-за близости федеральной трассы «Воронеж-Курск».
«На тот момент собственник не обладал другими техническими возможностями. Те уступы, которые так полюбились воронежцам, образовались, как раз, во время проведения последней серии взрывов, - рассказывает исполнительный директор компании «Сибелко Воронеж» Виталий Астапов. – Наша компания пришла сюда в 2014 году. Мы кардинально поменяли технологию, закупили новую технику и окончательно ушли от буровзрывных работ. И на сегодняшний день мы уже не зависим от каких-то специфических факторов – можем работать в любое время и при любой погоде. Хочу сделать акцент на том, что Белый колодец – это не природно-ландшафтный парк, это техногенный карьер. И данная территория с запасами порядка полумиллиона тонн глины и примерно таким же количеством песка всегда рассматривалась для обработки. Мы имеем лицензию на добычу недр, которые находятся на этом участке. Разработку планируется вести в два этапа - в 2022-2023 годах. Причем мы специально планируем работы на период с осени по весну, потому что летом в Белом колодце проводятся спортивные мероприятия, ежегодный концерт «Музыка мира», работает пляж. Кроме того, чтобы минимизировать воздействие на Платоновский фестиваль, мы готовы изменить собственный проект разработки и начать работы с курской трассы, чтобы отсрочить раскопки, которые будут вестись в непосредственной близости от концертной площадки. Так, работы рядом с «чашей» начнутся только в 2023 году. В тот же год мы планируем закончить разработку, провести рекультивацию, а затем наша компания уже не будет влиять на происходящее на территории Белого колодца».
При этом, по словам Виталия Астапова, компания готова помочь с восстановлением ландшафта Белого колодца по окончании разработки. Исходя из общественного запроса будет решаться вопрос, каким оставит компания карьер «после себя».
Без «меловых ворот», но со смотровыми площадками
Как известно, на территории Белого колодца с 2003 года функционирует спорткомплекс автомобильных видов спорта, а с 2014 года – пляжный вестерн-клуб El Evento. Как уточнили в компании, эти объекты не пострадают – разработки будут вестись в отдалении от зоны отдыха и спортобъектов.
«Белый колодец не собираются уничтожать. Как он будет выглядеть по окончании разработок? Чаша колодца сохранится и даже станет больше. Ее по-прежнему будут окружать горы. Останутся, как минимум, две красивые видовые площадки. Появятся и новые. При этом они будут обустроены таким образом, чтобы не переживать за жизнь и здоровье людей. Могу сказать, что у нас есть много планов по развитию этого места, которое всем нам так дорого», - отмечает директор администрации пляжа El Evento и зон отдыха в «Белом колодце» Сергей Слабунов.
А вот два останца или так называемые «меловые ворота», с которыми любят фотографироваться те, кто заезжает в Белый колодец сверху, сохранить не удастся. В этой зоне будут вестись работы, и их придется уничтожить из соображений безопасности.
«Хочу успокоить всех наших спортсменов и зрителей – спорткомплекс не прекращает свою работу. Более того, мы не просто продолжаем свою деятельность, но и активно развиваем мотоспортивное направление и планируем этим заниматься и дальше. И, безусловно, в будущем проекте мы будем делать акцент на эстетическую часть, чтобы оставаться одним из самых живописных и посещаемых мест Воронежской области», - добавляет директор спорткомплекса «Белый колодец» Алена Кузьмина.
Въезд для машин ограничат
«Разработка глины – это не прихоть компании, а ее обязанность по лицензии. По закону о недрах существующие запасы должны быть полностью отработаны, - прокомментировал начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области Павел Бойко. – Этот склон аварийный, здесь видны трещины. Останцы могут «поехать» в любой момент. Поэтому склон нужно отработать, правильно выровнять и рекультивировать, чтобы в будущем это место было безопасным».
Кстати, всем, кто любит провожать закат в Белом колодце или устраивать фотосессии на верхней площадке, стоит учитывать, что в скором времени проезд автомобилей там ограничат. Чтобы сделать красивый кадр, всем желающим придется перелазить через канавы.
«Данная территория попадает под действие федерального закона №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Если здесь произойдет какой-то несчастный случай, то ответственность за это будет нести наша компания. Именно поэтому мы стараемся ограничивать доступ наверх. Каждый год мы окапываем территорию по периметру, делаем траншею. Но ее постоянно засыпают. Кто это делает, не знаем. Возможно, те, кто проводит здесь экскурсии. Из соображений безопасности нам придется снова пригнать сюда технику и вернуть эту канаву. Планируем это сделать в течение сентября. Да, ставить трехметровый забор с колючей проволокой мы не собираемся, также как и запрещать пеший проход. Понятно, что кому надо пройти, перелезет и через канаву. Но эта мера позволит хотя бы ограничить въезд машин на территорию», - объяснил Виталий Астапов.